Мировой суд оправдал известного ульяновского адвоката Ирину Савельеву. Ее обвиняли в разглашении данных предварительного расследования по делу вице-мэра Михаила Сычева. Целью силовиков, по мнению защитницы, было лишение ее адвокатского статуса, поэтому фактически судебный процесс был борьбой за право остаться в профессии. Коллеги называют дело Савельевой прецедентом для региона.
В январе 2022 года в отношении Ирины Савельевой Следственный комитет России возбудил уголовное дело по статье 310 УК РФ (разглашение данных предварительного расследования). Утечка якобы произошла из дела о мошенничестве при обмене муниципальной собственности, в котором адвокат защищала вице-мэра Михаила Сычева. По предъявленному обвинению ей грозил штраф в размере до 80 тысяч рублей, обязательные работы на срок до 480 часов, до двух лет исправительных работ или до трех месяцев ареста.
За несколько месяцев до этого адвокат заявляла о повышенном внимании к ней силовиков. Жаловалась на необоснованные, по ее мнению, оперативно-розыскные действия в отношении неё, а также обыски у специалиста, которого она привлекла к работе над делом вице-мэра. Савельева полагала, что оперативники прослушивали ее телефон и взломали электронную почту, и обратилась с жалобой на их действия в суд. Тот отказался признавать обыски незаконными. Защитник считала, что ее хотят запугать, выбить из дела Сычева и в итоге лишить статуса адвоката.
С момента возбуждения уголовного дела фактически прошло полтора года плюс два месяца доследственной проверки. Четыре месяца оно находилось в суде — первое заседание состоялось 24 февраля. Савельеву защищали два адвоката — Александр Цветов из Ульяновска и Владимир Романов из Чебоксар, делегированный от федеральной Палаты адвокатов.
Силовики настаивали, что Савельева причинила ущерб интересам следствия — разгласила привлеченному к делу Сычева специалисту указанный в обвинительном заключении перечень документов. Защита отмечала, что эти сведения исследовались в открытых судебных заседаниях.
В понедельник мировая судья седьмого участка Заволжского судебного района Ульяновска Карина Шафигина вынесла в отношении Ирины Савельевой оправдательный приговор. Оглашение было назначено на 15.00, но началось с задержкой — приступили только в пятом часу вечера. Лишь на второй половине речи судьи стало понятно, что адвокат будет оправдана.
— Я не верила и сомневалась, что получится выиграть в первой инстанции — в последнее время все реже звучат оправдательные приговоры. Так что это большая редкость. Заседания на протяжении полугода проходили очень остро, мне казалось, что мнение судьи формируется с обвинительным уклоном, я возражала против части вопросов, — комментирует Савельева.
Адвокат рассказала, что уголовное дело омрачало ей жизнь, вызывало чувство опустошения и мешало работать — время и силы уходили на собственную защиту. К тому же появился ряд ограничений, регулярно и строго требовалась явка в суд. Сейчас адвокат готовится к апелляционной жалобе прокуратуры.
Савельева получила масштабную и безоговорочную поддержку от коллег со всех регионов России. Уголовное дело по данной статье в отношении члена Адвокатской палаты Ульяновской области возбуждалось впервые в региональной практике.
Президент адвокатской палаты Ульяновской области Евгений Малафеев: «Мы заявляли позицию о том, что в действиях Ирины Савельевой нет состава преступления, еще в самом начале предварительного следствия. И это подтвердилось — считаю решение суда правильным. В моей практике, в практике Ульяновской области возбуждение такого уголовного дела в отношении адвоката происходит впервые, но в России такие случаи, конечно, есть».
Ранее история с уголовным преследованием Савельевой рассматривалась советом региональной Адвокатской палаты. В заключении его было указано, что действия защитницы соответствовали требованиям уголовно-процессуального кодекса. Свое заключение выносила и комиссия по защите прав адвокатов Федеральной палаты адвокатов РФ, оно подписано Генри Резником и Вадимом Клювгантом. В документе говорится, что признаков преступления в действиях Савельевой не усматривается.
Член Адвокатской палаты Москвы Юрий Лысенко говорит, что сталкивался с делами о разглашении данных предварительного следствия, но практика по ним складывается «самая разнообразная» — в зависимости от обстоятельств. Комментировать дело коллеги Лысенко не стал, сославшись на требования профессиональной этики, но отметил, что адвокат по закону вправе привлекать к работе специалистов, собирать информацию для юридической помощи, брать объяснения.
Андрей Семёнов