09.06.2023, 06:00
Завод Bridgestone в Ульяновске выкупит потенциальный шинный магнат?

Холдинг S8 Capital, который уже приобрел две компании по производству шин в России, стал претендентом на третий актив — завод японского производителя Bridgestone в Ульяновске. Об этом сообщали в СМИ источники, знакомые с ситуаций. В S8 Capital ни опровергают и ни подтверждают эту информацию. При этом, если компания все же выкупит ульяновское предприятие, она займет второе место на российском рынке. Эксперты же оценивают сделку в более чем 6 млрд рублей.

Группа S8 Capital в мае купила шинный завод немецкой компании Continental в Калуге и предприятия российского холдинга «Кордиант» в Ярославле и Омске. Собеседник в одной из шинных компаний и источник, знакомый с планами S8 Capital рассказали РБК, что теперь фирма намерена купить шинный завод Bridgestone в Ульяновске. Напомним, что в октябре 2022 года активы последнего были выставлены на продажу. Губернатор Алексей Русских говорил, что ускорение сделки станет важнейшим фактором для возобновления производства продукции. Данный процесс должен был занять несколько месяцев. По словам источников РБК, переговоры по приобретению завода S8 Capital ведет с февраля 2023 года, закрытие сделки ожидается до конца года.

На запрос 73online.ru в S8 Capital сказали, что не могут ни подтвердить, ни опровергнуть информацию: «S8 Capital в данный момент рассматривает различные активы, представленные на рынке, которые могут быть привлекательными для холдинга, с целью покупки. Однако мы не комментируем никакие сделки по причинам конфиденциальности».

Кто предполагаемый покупатель?

Холдинг S8 Capital основал Армен Саркисян. В него входит «Столото» — крупнейший распространитель государственных лотерей. Также среди известных проектов холдинга — Price.ru, Next Mobile, Sport 24. В 2022 года S8 Capital приобрел российский бизнес производителя лифтов Otis и заводы немецкого концерна Bosch в Саратовской области.

Покупка двух шинных заводов делает Саркисяна одним из лидеров России по мощностям производства. Как пишет РБК, суммарная производственная мощность предприятий составляет 13 млн покрышек в год: 4 млн — на бывшем заводе Continental, 9 млн — у холдинга «Кордиант». Первое место на рынке у «Татнефти» — компания в марте 2023 года купила Nokian Tyres в Ленинградской области (годовая мощность — 17,5 млн покрышек). Эксперты говорят, что сделка по покупке ульяновского Bridgestone позволит S8 Capital занять второе место на рынке.

Что из себя представляет завод в Ульяновске

Российский рынок для Bridgestone — был стратегическим направлением развития корпорации. В целях расширения производства, а также продвижения бренда компания приняла решение о строительстве первого завода по производству шин Bridgestone в России и странах СНГ.

Завод в Ульяновске начал работу в 2016 году. Предприятие расположилось в индустриальном парке «Заволжье», занимает территорию в 80,6 га. Инвестиции составили около 12,5 млрд рублей. В декабре 2016 года на заводе была выпущена первая шина, предназначенная для продажи.

С ульяновского конвейера сходили шины для легковых автомобилей, а также кроссоверов и внедорожников, размером от 13 до 19 дюймов. Выпущенные на предприятии покрышки экспортировались в Финляндию, Норвегию и Швецию. Предполагалось, что в 2022 году география экспорта будет расширена на Польшу и Германию.

18 марта 2022 года Bridgestone объявил о полной заморозке всей деятельности в России. Концерн объяснил свое решение перебоями в цепочке поставок и логистике и волатильностью валют. Из-за событий на Украине в компании решили прекратить поставки своей продукции в РФ, а также временно остановить свой завод в Ульяновской области. Предприятие простаивает уже больше года.

По словам гендиректор ОАО «Корпорация развития Ульяновской области» Сергея Васина, проектная производственная мощность Bridgestone составляла 12 тысяч шин в день, фактическая на начало 2022 года — 7 тысяч. В 2021 году концерн перечислил более 1,2 млрд налогов в местный и федеральный бюджеты.

По итогам 2022 года выручка ООО «Бриджстоун Тайер Мануфэкчуринг СНГ» сократилась на 44%, до 12,3 млрд руб. (в 2021 году — 22 млрд руб.) Чистый убыток составил 11,7 млрд руб. против чистой прибыли на 454 млн руб. в 2021 году.

В пояснении к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах ООО «Бриджстоун Тайер Мануфэкчуринг СНГ» генеральный директор Джеффри Гловер сообщает, что в течение 2022г. и начале 2023г. компания не проводила значительных сокращений штата сотрудников. Для снижения операционных расходов была приостановлена аренда нескольких складов.

— Учитывая заинтересованность третьих сторон в приобретении активов компании с целью возобновления производства, компания продолжает работу в отношения поиска альтернативных поставщиков сырья, исследует возможные логистические цепочки, анализирует возможность импорта шин из стран Азиатского региона. Для восстановления и запуска производственной деятельности новому собственнику потребуются дополнительные финансовые вложения для пополнения оборотного капитала, а также возможных осуществления капитальных затрат, — говорится в пояснении.

Цена сделки

Партнер консалтинговой компании «НЭО» Владимир Фомченко говорит, что объем вложений на перезапуск производства сильно зависит от того, что останется в компании после разделения с зарубежными партнерами: потребуется ли ребрендинг продукции, а это дополнительные расходы на продвижение, изменение прессформ, рецептуру, перенастройка или приобретение новой ERP системы, систем управления оборудованием, логистических цепочек, интеллектуальных прав на рецептуру и технологии и тд.

По его оценкам, при пессимистичном сценарии дополнительные вложения могут превысить 1 миллиард рублей на ближайшие три года. Стоимость самого же бизнеса также будет зависеть от указанных выше факторов.

— При этом, потенциальный приобретатель (S8Capital), может получить большие синергии с другими приобретенными шинными активами, тем самым сумма вложений на запуск производства может быть существенно меньше, особенно при глубокой интеграции всех шинных активов. Однако, в любом случае это потребует существенного времени, — отмечает эксперт.

Известно, что сделки по продаже иностранных активов в России проходят с большим дисконтом. Ведущий аналитик компании «Открытие Инвестиции» Андрей Кочетков в комментарии «Коммерсантъ» пояснял, что какие-либо экономические ограничения по удержанию иностранных корпораций сейчас вряд ли сработают, но как минимум они смогут обеспечить российским покупателям более выгодные условия:«Государство, естественно, заинтересовано не только в том, чтобы обеспечить отечественному бизнесу какие-то преимущества, но и в том, чтобы получить определенный доход в условиях, когда мы имеем бюджетный дефицит».

Владимир Фомченко предполагает, что размер сделки по продаже Bridgestone составит в районе 6-10 млрд руб.: «Но может быть и выше — зависит от сроков запуска производства и ожидаемых объемов реализации. Все зависит от наличия альтернативных покупателей и процесса переговоров».

За квалифицированные кадры будут держаться

У Bridgestone в Ульяновске в найме около 1000 сотрудников. На данный момент компания продолжает выплачивать 100% от заработной платы персоналу и сохраняет все программы льгот и компенсаций.

Изменится ли оплата труда после перехода бизнеса S8Capital — неизвестно. Считается, что иностранные компании платят большую заработную плату своим сотрудникам, нежели российские. По информации источников редакции, средняя оплата труда в Bridgestone на январь 2023 года составила 74 тыс. 350 руб. Однако Фомченко отмечает, что снижение заработной платы текущего персонала ожидать не стоит в силу того, что новые акционеры будут заинтересованы в сохранении квалифицированных кадров и их стимулировании быстрого запуска производства.

73online.ru направил запрос Bridgestone, но на момент выхода статьи информации не поступило.

Главные темы
Организация питания в школах: вместо поиска лечения разбили градусник
Саркисян продал завод Bridgestone миллиардеру Мордашову
Штраф вдогонку. Фирме бизнесмена Куркова оформили взыскание на 20 000 000
Минздрав укрупняет больницы. Как и зачем?
Качество на контроле. Асфальт ульяновских дорог проверяют в лаборатории