Союз архитекторов России объявил конкурс на лучшую концепцию мавзолея на Красной площади в Москве на случай, если тело Владимира Ленина захоронят, но тут же отменил его из-за поступающих угроз. Организаторы конкурса посчитали, что нахождение тела Ленина в «самом сердце страны» противоречит современным представлениям о «вечной памяти». Кроме того, они назвали это нарушением русской православной традиции, а также воли самого вождя. Дискуссии о судьбе тела Ленина оживают периодически, и хотя в самом объявлении о конкурсе не говорилось ни о возможном сносе мавзолея, ни о переносе тела, общество разделилось на два лагеря: за и против захоронения. Между тем, американский художник Дэвид Датуна захотел выкупить тело Владимира Ленина и перевезти его на новое место в США. Датуна хочет построить копию мавзолея в Вашингтоне специально для вождя мирового пролетариата.
Геннадий Демочкин, историк, публицист и краевед, автор серии «Антология жизни»:
- В Симбирске Ленин больше так и не побывал после того, как уехал отсюда в 17 лет. Говорят, он не любил Симбирск. Есть сведения о том, как после того, как здесь произошел очередной оползень, он сказал: «Ну и пускай сползает, паршивый городишко был». То есть у него с Симбирском, видимо, были связаны не самые лучшие воспоминания. Я думаю, он не хотел бы лежать в этой земле. Логично было бы, наверное, похоронить его рядом с матерью - она, кажется, похоронена в Санкт-Петербурге. Это если по-человечески. Ну, или так как он довольно значимая фигура, при всем негативном окрашивании, то, наверное, нужно похоронить его где-то в Москве. Возможно, на самом престижном кладбище, среди выдающихся людей нашего государства. Некрополь, который находится на Красной площади, прах в Кремлевской стене, думаю, тревожить не стоит. Пусть это останется историческим мемориалом. Мумию, про которую говорят, что на нее уже жалко смотреть и что это просто какое-то издевательство над человеком, надо скорее достойно похоронить, не беря в расчет следствие его деятельности. Просто по-человечески. На Новодевичьем кладбище, на почетном месте.
Максим Сурайкин, председатель партии «Коммунисты России», вице-спикер ЗСО Ульяновской области:
- Ленину место в мавзолее на Красной площади. Все нападки на Ленина – это попытки оскорбить историческую память советского народа. И попытки вернуться к тому общественному строю, когда мы все были рабами и делились на рабов и господ. Наш великий земляк, организовав Великую Октябрьскую революцию, добился создания первого государства, где человек труда стал властью. И люди труда получали бесплатные квартиры, медицину, образование. Мы, как Коммунистическая партия России, всегда будем защищать Владимира Ильича Ленина и его мавзолей. Не говоря о том, что сам мавзолей является международным архитектурным памятником. Мы абсолютно убеждены, что этот союз псевдоархитекторов – это просто экстремистская организация, мы уже обратились в прокуратуру с требованием возбудить на них уголовное дело по статье «Экстремизм и разжигание социальной розни». И еще обратимся в Министерство юстиции, чтобы эту организацию запретили и внесли в реестр террористических организаций.
Геннадий Слюсаренко, ветеран КПСС, председатель городского совета ветеранов войн, труда и правоохранительных органов, почетный гражданин Ульяновска:
- Мое личное мнение, что историю менять нельзя. И менять концепцию мавзолея Ленина тоже нельзя. Это кощунство. Мы показываем плохой пример молодому поколению. Большинство ветеранов труда, вооружённых конфликтов у нас в совете ветеранов за сохранение исторической памяти. Если что-то сейчас такое произойдёт, то следующим встанет вопрос о том, чтобы убрать из Кремлевской стены прах маршалов, великих людей. У кого-то в мозгах начнет шевелиться такая мысль. Это недопустимо.
Наталья Тамарова, председатель Общественной палаты Ульяновской области:
- Ну, у меня какой может быть ответ на этот вопрос? Конечно, в Ульяновске! Он здесь родился и жил. И здесь же должен упокоиться. Что касается того, в каком виде он должен присутствовать, – это уже другой вопрос, заслуживающий вдумчивого обсуждения. Конечно, поклоняться можно и могиле. Может быть, это будет что-то типа раки для святых, а может быть, это по-прежнему будет то же состояние, что и сейчас. Я считаю, что это дело не столько общественности, сколько специалистов, которые могут подсказать с точки зрения профессиональной этики и того, сколько еще тело Ленина может так храниться.
Иван Сивопляс, исследователь-архивист, краевед:
- Где партия скажет, там ему и место. Понятное дело, что Владимир Ильич Ленин родился в Симбирске, но в 17 лет он отсюда уехал. В Симбирск он больше не возвращался, и каких-либо прямых связей с городом после этого у него не было. Город переименовали уже после его смерти. Ленин умер в Подмосковье, и, наверное, будет логично, если в Москве его и похоронят. Опять же, следуя этой же логике, именно Ленин вернул столицу в Москву, Ленин - основатель советского государства, с которым мы во многих вещах еще соотносимся. Даже с точки зрения почитания памяти Ленина людям легче будет добраться до его могилы, если она будет находиться в Москве, чем добираться до Ульяновска. Если в итоге решат убирать его тело из мавзолея, то логично было бы захоронить его в Москве. Непосредственно связать Владимира Ильича с Ульяновском сложно. Мавзолей – это сложившийся облик Красной площади в данный момент. И если уж говорить, то это часть кладбища (некрополь у Кремлевской стены), и хоронить там начали людей еще до революции 1917 года. Там похоронены Гагарин, Брежнев, Сталин и так далее. Ленин - единственный, кто не похоронен на Красной площади. В данный момент мавзолей – это культурная ценность, и Ленин с ним ассоциируется. В этом месте он вполне смотрится и имеет смысл.
Елена Скворцова