Ульяновские сельхозпроизводители говорят о низкой цене зерна. Однако ждать дешевого хлеба из-за этого не стоит – в его себестоимости логистика занимает большую часть и уже превышает долю муки. В этом году к росту издержек добавился дефицит сотрудников. Эксперты не исключают, что подорожание производства может привести к повышению отпускных цен на батоны и буханки, но дать точных прогнозов не могут. Какая сегодня ситуация складывается на рынке – в материале 73online.ru.
По данным ульяновского минсельхоза, за прошлый год стоимость ржаного и ржано-пшеничного хлеба в регионе поднялась на 12,8%; хлеба и булочных изделий из пшеничной муки различных сортов – на 13,2%. В ведомстве отмечают, что это подорожание не превысило общую инфляцию в области, которая составила за тот же период 13,5%.
Рост цен продолжился в этом году: за январь-сентябрь удорожание составило 0,6% (ржаной и ржано-пшеничный хлеб) и 1,9% (изделия из пшеничной муки). Это на 4,5% ниже общего увеличения цен на потребительские товары и услуги, добавляют в минсельхозе.
В этом году регион собрал достойный урожай зерновых культур – 1,9 млн тонн, что меньше уровня прошлого года (когда был зафиксирован рекордный показатель за последние 40 лет), но выше средних пятилетних значений.
– Из-за почвенной засухи показатель урожайности зерновых в текущем году ниже прошлого года на 15,4%, но выше среднемноголетних значений на 21%. Это свидетельствует о повышении уровня агротехнологий, применяемых сельхозтоваропроизводителями за счет оказания господдержки и работы научно-образовательного кластера в регионе, – говорят в профильном ведомстве.
Однако экономические условия диктуют фермерам свои правила: из-за удорожания себестоимости не все могут заработать на продаже своей продукции. Один из игроков ульяновского аграрного рынка на условиях анонимности сообщает, что цены на зерно остаются низкими, они не позволяют окупить затраты на производство. У кого нет финансовой подушки безопасности, тот отдает зерно по цене, которую диктует рынок
– В 2022 году зерно стоило условно 17-20 руб., сегодня – от 5 до 12 руб. В прошлом году собрали 80 центнеров с Га, получили 100 тыс. руб. с Га, а в этом – только 40 центнеров. При этом затраты были одинаковые. Но раньше хотя бы можно было выйти с предложением на рынок – и у тебя сразу покупали зерно по назначенной цене, теперь надо еще найти клиентов, платежеспособность которых тоже падает.
Затраты на производство продолжают увеличиваться: в три раза подорожали горюче-смазочные материалы (ГСМ), запчасти, в два раза – удобрения. «Сельхозтехника даже в Европе за год выросла в цене на 30%. Трактор там стоит сейчас на наши деньги от 40 млн руб. К этому добавляются высокие процентные ставки банков. Импортеры, государство, переработчики зарабатывают, а предприятия нет», – говорит источник. Он считает, что в ближайшее время будет поголовное банкротство хозяйств.
Главная проблема, по мнению нашего собеседника, заключается в высоких экспортных пошлинах на зерно, которые ввели в 2021 году: «России надо 70-80 млн тонн, а мы производим вдвое больше. Но нет логистики и терминалов для отгрузки. Надо убрать пошлины, лишнее зерно давит на рынок».
Рост себестоимости производстваНесмотря на низкую стоимость зерна, хлеб в магазине не дешевеет.
– С сырьем стабилизировалось: перешли на отечественных поставщиков, появились аналоги, от чего-то пришлось отказаться. Сложности остаются с оборудованием, турецкое почему-то тоже подорожало, а на китайское пока не все готовы перейти из-за качества.
– Подорожал бензин, запчасти. Мука пока значительно в цене не выросла, ее закупаем только у ульяновских производителей. Сейчас хлеб на 90% упакован и нарезан. Следовательно, закладываются затраты на пленку, краситель, зарплату упаковщикам, – рассказывает она.
Как правило, цены на хлеб поднимаются планово каждый год на 5-10%. Однако, как отмечает Сушенко, удорожание себестоимости может привести и к большему увеличению: «Сразу это не происходит. Например, переговоры с сетями могут идти и полгода». Стоимость хлеба в магазинах снизится вряд ли, считают эксперты, поскольку наценка в сетях доходит от 50 до 100%.
– При этом сети честно признались, что в начале года покупательская способность сильно упала, и для того, чтобы хотя бы сохранить прежний трафик, они вынуждены снижать стоимость основного товара на полке за счет промоакций, собственных торговых марок. То же самое предлагается сделать и поставщикам, то есть производителям, – рассказывает Сушенко.
Некому печь?По словам экспертов, самая большая проблема в 2023 году – недостаток кадров, как квалифицированных, так и нет. Отрасль готова платить достойную зарплату, однако притока, который бы компенсировал ушедших сотрудников, все равно нет.
В связи с этим производства постепенно идут по пути автоматизации. Но и здесь есть ряд сложностей:
– Раньше оборудование было европейское, сейчас – только Турция и Китай. Уже начинаются переговоры, в том числе и у нас. Но опять же: вы поставите роботов, полностью автоматизируете предприятие, а это все надо обслуживать. Грубо говоря, должны быть слесари с уровнем инженера-механика, – поясняет Сушенко.
Фото на главной: freepik.com