В среду, 3 октября, в Заксобрании прошло совещание комитета по аграрной и продовольственной политике. Вместо необходимых 5 млрд рублей на отрасль в 2024 году в бюджете заявлено только 3,1 миллиарда. Дефицит средств ставит под угрозу рентабельность работы сельхозпроизводителей, которым выкручивают руки. Депутаты требуют принять меры.
По словам главы комитета Рамиля Хайруллина, аграрное сообщество в чатах и мессенджерах буквально взвыло – в августе-сентябре сложилась тяжелая обстановка: «Кузов продукции стоит дешевле логистики! А лизинговые платежи никто не отменял, они производятся из дохода, которого нет. Мы можем недосчитаться участников «соревнования» АПК». Рост цен на ГСМ, запчасти, сельхозтехнику, санкционные ограничения, низкие закупочные цены на сельхозпродукцию, неблагоприятные погодные условия для растениеводства – все эти факторы поставили под угрозу рентабельность работы большинства сельхозпроизводителей.
Профильный министр Михаил Семенкин сказал, что, несмотря на многочисленные проблемы, труженики села в текущем году демонстрируют достойные результаты. Собран хороший урожай зерновых – 1,9 млн тонн – это превышает внутреннюю потребность региона более чем в два раза. Средняя урожайность составила 29,6 центнеров с гектара. Продолжается уборка подсолнечника, сахарной свеклы, овощей. Объем продукции также соответствует уровню потребления в Ульяновской области, в частности, выращенные объемы сахарной свеклы позволят полностью загрузить работой Ульяновский сахарный завод. Проведен яровой сев на площади 322 тыс. гектаров – около половины от посевных площадей.
Сектор животноводства полностью обеспечен кормами на будущий год. Как результат, в настоящее время в регионе фиксируются одни из самых низких потребительских цен на продукты питания в России.
Сами сельхозпроизводители испытывают серьезные вызовы, связанные с экономическими условиями.
– В весенний и летний период в регионе сложился дефицит осадков. Многие районы не видели за сезон ни одного дождя! Это повлияло и на озимые, но наибольшим образом – на яровые культуры 2023 года. И сейчас состояние озимых под урожай 2024 года оценивается как плохое, вызывает в отрасли большие опасения. Еще одним вызовом стало снижение закупочных цен на продукцию растениеводства. Сейчас они на уровне допандемийного 2019 года, а затраты на урожай существенно выросли. Также отмечается снижение закупочных цен на молоко с апреля текущего года. Еще одна боль наших аграриев – удорожание дизельного топлива в самый разгар уборочных работ. Максимальная цена за тонну дизтоплива – 78 100 рублей! – говорит Михаил Семенкин.
Как добавил министр, благодаря вмешательству губернатора федеральный центр обратил внимание на сложившуюся ситуацию в Ульяновской области, в сентябре были даны конкретные поручения о недопущении роста цен на ГСМ.
По предварительным оценкам депутатов ЗСО, сельскому хозяйству региона необходима бюджетная поддержка в объеме минимум 5 млрд рублей, однако пока на следующий год в областном бюджете просматривается только 3,1 миллиарда. Этого явно недостаточно для такой стратегически важной и бюджетообразующей отрасли, как АПК, считают члены комитета.
Семенкин отмечает: удорожание сельхозтехники буквально бьет по рукам не только мелких фермерских хозяйств, но и крупных предприятий. Например, два года назад трактор «Кировец К-742» стоил почти 10,7 млн рублей, в этом году его цена выросла на 64% до 17,5 млн рублей. По словам министра, в 2021 году аграрий, чтобы купить этот трактор, должен был вырастить и продать 754 тонны зерна, а в нынешнем году — 1750 тонн, в 2,5 раза больше.
Кроме того, средняя цена на пшеницу на данный момент достаточно низкая — 9,5 тыс. рублей за тонну, такая же стоимость была и в 2019 году. И поскольку затратная часть АПК сейчас существенно выросла, принимая цену реализации пшеницы, можно сделать вывод, что урожай не покроет вложения аграриев.
– Мы должны отдавать себе отчет в серьезности сложившейся ситуации: во многих сельхозпредприятиях непростое финансово-экономическое положение. Речь идет не просто об экономической устойчивости предприятий и фермеров – это рабочие места на селе. Мы должны жестко поставить перед рабочей группой задачу обеспечить необходимое финансирование сельхозотрасли исходя из реальной экономической ситуации. Все меры поддержки должны быть усилены, – подчеркнул зампредседателя комитета Вячеслав Ковель.
Депутат справедливо поставил вопрос ребром - сотни КФХ Ульяновской области были обеспечены различными мерами поддержки прежде, демонстрировали рост и развитие, но сейчас по факту они вынуждены признать себя банкротами: «Откровенно говоря, даже в прошлом году по мерам поддержки мы выглядели на фоне других регионов ПФО блекло. Но даже при этом, получается, мы деньги выбросили на улицу? Кто нам дал такое право? Люди получили гранты, льготные кредиты, мы рассчитывали на результат, а их завтра не будет. О чем мы будем говорить? Минфин не понимает степень ответственности – это их беда, но вина будет наша! Нужно срочно принимать меры, такие подходы неприемлемы. Никому не интересно, что было вчера, важно, что будет завтра». Ковель попросил минсельхоз предоставить конкретику по цифрам, чтобы сбалансировать бюджет. Тем более, что в вопрос повышения цен вмешались прокуратура и УФАС.
Вице-спикер ЗСО Сергей Моргачев «выразился по-деревенски»: «Понятно, что денег в бюджете всегда не хватает, но нужно смотреть рационально. В бэушных тапочках всегда можно проходить, а без хлеба люди умирают. Мы же не хотим повторения ситуации с голодающим Поволжьем?!».
Комитет сформирует конкретные предложения для правительства региона накануне обсуждения бюджета на 2024 год, будет отстаивать интересы аграриев. Все госпрограммы с учетом мнения депутатов будут рассмотрены 6 октября.