07.01.2024, 06:00
Ульяновск прошлого века: подарки «благословенного застоя»

Во времена СССР не было принято широко поздравлять друг друга с праздником Рождества Христова. Бабушки и дедушки, конечно, ходили в «объекты культа», а некоторые из них через неделю после наступления Нового года даже готовили подарки и угощения внучатам. Впрочем, такое случалось не повсеместно. Тем не менее, те малыши, которые сегодня сами становятся «бабой-дедой», помнят свои новогодние подарки.

«Застойные семидесятые»

Семидесятые годы XX века – это время первых универсальных магазинов, политической разрядки, которую позже сменила «холодная война», фильмов Эльдара Рязанова, блеска советского спорта, культуры и промышленности…

Под ёлкой женщины искали всё те же дефицитные капроновые чулки, что вязали в Прибалтике. Девушки были счастливы получить в подарок духи, которые тогда подразделялись на четыре вида - Экстра, А, Б и В. По советскому ГОСТу, композиция класса «Экстра» должна была содержать не менее 10% чистой парфюмерной композиции и не выветриваться как минимум 60 часов – то есть, один «пшик» почти на трое суток!

Духи класса «Экстра» в СССР стоили дороже всего. Маленький флакончик духов «Ева» вставал в 10-12 рублей – та же водка продавалась раза в три дешевле за поллитра.

Кроме того, девушки активно пользовались термобигудями и благосклонно принимали цилиндры, которые нужно было кипятить, либо нагревать на специальном устройстве – на упаковке даже имелась соответствующая надпись: «Подарок женщине».

В Детском мире царили Чебурашка и крокодил Гена. Мультфильм по книге Эдуарда Успенского вышел в 1969 году, его продолжение увидело свет в 1971. В это время инновационное производство ширпотреба переживает относительно бурное развитие – изготавливается много пластиковых игрушек: машинки, паровозики, куклы…

Тем не менее, несмотря на большой выбор игрушек, книга – один из лучших подарков для ребёнка. Жаль, что эта традиция уходит, если еще не ушла…

Один из желаемых подарков на Новый год для мужчины – портативный радиоприёмник «Альпинист 403». Это устройство быстро стало одним из самых продаваемых, но найти его можно было даже в отдалённых сельских магазинчиках. За неплохую акустику его любили автовладельцы.

В подарке мог бы оказаться еще галстук и одеколон – мужчины оценивали такой презент выше высшего, особенно если парфюм оказывался именной, а производители не чурались ставить на этикетку название, например, «Саша».

Преддверие перестройки

Юла! У кого такой не было! Одна из самых массовых игрушек в Советском Союзе продавалась в картонной коробке, а её массовый выпуск начался в начале 70-х. Юла была не только забавно жужжащей игрушкой, но и отлично развивала мелкую моторику и что, очень важно – была совершенно «неубиваемой. Потому, вероятно, оказывалась в каждом детском саду.

Одно из главных событий того времени – Олимпиада 1980 года в Москве. К этому мировому форуму спорта выпускалось много разных сувениров и товаров в брендовой упаковке. Ульяновская фабрика «Волжанка» не осталась от этого события глобального масштаба в стороне – знаменитая «птичка» в специальной коробке весом 380 граммов стоила 2 рубля 80 копеек и могла храниться всего 15 дней.

А вот такая книга была даже у тех, у кого машины не было, и кто даже не помышлял о приобретении «не средства роскоши, а передвижения». «Атлас автомобильных дорог СССР». Стоил он около 3 рублей и поступил в продажу в конце 70-х.

Чуть позже появился не менее востребованный «Малый атлас мира», который тоже было почти нереально купить в обычном книжном магазине – разве что с «нагрузкой», которая варьировалась от линейки до трудов членов Политбюро ЦК КПСС, сделавших позже немало для того, чтобы ту самую карту мира перекроить.

Но это уже, как говорится, другая история…

Подготовлено по материалам Музея-заповедника «Родина В. И. Ленина»

Главные темы
«Братья» или «Побег»: что посмотреть в кинотеатрах
Михаил Суперанский: превосходный краевед
Неделя будет сложной... Астрологический прогноз для всех знаков зодиака
Ульяновский экс-депутат Денис Грибов задержан в Москве
Гвоздев против! Депутат требует закрыть «Подъ!*бар»