Оборот розничной торговли за 2021 год вырос на 9 млрд рублей по сравнению с прошлым годом и составил 87 млрд рублей. По оценкам экспертов, индустрия в регионе развивается динамично, способствуют улучшению показателей меры поддержки от правительства и выход на маркетплейсы.
В сравнении с ковидным периодом объёмы розничной торговли не просто сохранились, но и приросли. Общий объём составил 103,5%. Количество субъектов торговли составляет порядка 32% от всех экономических субъектов в регионе. Это самый массовый вид деятельности среди индивидуальных предпринимателей — почти 11 тысяч бизнесменов (40,8% от общего количества ИП) задействованы в этой отрасли.
Оборот розничной торговли пищевой продукцией также показал высокий экономический результат. За первый квартал текущего года он составил более 43,5 млрд рублей. За аналогичный период прошлого года — 38,5 млрд рублей.
По словам и.о. министра агропромышленного комплекса и развития сельских территорий Ульяновской области Михаила Семенкина, в регионе 7858 предприятий осуществляют торговлю продуктами питания. Сетевые торговые предприятия представлены шестью крупными федеральными торговыми сетями — «Магнит», «Пятёрочка», «Лента» «Ашан», «Перекрёсток», «Метро кэш энд Керри», а также тремя региональными торговыми сетевыми компаниями — «Гулливер», «Победа», «Ермак».
— В Ульяновской области широко распространена ярмарочная торговля. Сельскохозяйственные ярмарки проходят на территории региона около 30 лет. Такой формат удобен для покупателей, так как позволяет приобрести высококачественную, а порой и уникальную продовольственную продукцию по доступным ценам, — рассказал Михаил Семенкин.
Во время пандемии Ульяновская область стала первым в России субъектом, где организована комплексная программа поддержки в выходе региональных товаропроизводителей на маркетплейсы. Она стала частью реализации нацпроекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы».
Сегодня ульяновские производители активно размещают свои товары на таких крупных ритейлерах, как Wildberries, OZON, «СберМаркет», LaModa, Kupi.vip, «СДЭКмаркет», «Юлмарт», «Казань-Экспресс» и других. Также для продвижения местной продукции запущен специальный первый региональный маркетплейс Ulmade. Участниками программы уже являются более 50 компаний. С конца 2020 года доля дистанционной торговли от общего оборота розничной торговли выросла на 20% и составила почти 1,5 млрд рублей.
По словам Руслана Гайнетдинова, сейчас заканчивается «упаковка» нормативно-правового акта по поддержке малой торговли в удалённых сёлах, чтобы сохранить большее количество магазинов, которые выполняют социально значимую функцию и предоставляют важные услуги жителям региона. Уже с августа этого года предприниматели могут подключиться к государственной программе по компенсации части затрат для устойчивой работы небольших точек в деревнях и обеспечения доставки товаров в удалённые населённые пункты. «Уровень обеспеченности населения площадью торговых объектов на тысячу человек значительно вырос по сравнению с 2020 годом и, по данным на 1 июля 2021 года, составил 913 тыс. кв. метров», — говорит Гайнетдинов.
В корпорации развития также прорабатывается вопрос перехода от антикризисной ковидной программы к системным мерам поддержки как товаропроизводителей, так и предпринимателей, ведущих торговую деятельность. Например, в 2022 году планируется внедрение постоянной программы по развитию и продвижению интернет-торговли в регионе.