28 ноября ульяновские меломаны добровольно отправились на «Лесоповал» во дворец «Губернаторский». Работающая в жанре русского шансона группа, созданная когда-то популярным советским и российским поэтом-песенником Михаилом Таничем, приехала в Ульяновск четвёртый раз. Благодаря бессменному на протяжении десяти лет директору коллектива, нашему земляку, 73online.ru побывал не только на концерте, но и в гримёрке у музыкантов. И выяснил, как один из них чуть не уехал из Ульяновска женатым человеком, почему артистов не пустили на УАЗ и есть ли у них ответ для тех, кто критикует группу.
Свадьба не состояласьСегодня в «Лесоповале» музыкантов, которые работали с Михаилом Таничем при его жизни, остались только двое: клавишник Константин Родионов и Вениамин Смирнов. Последнего поклонники группы хорошо знают по умопомрачительным танцам, казалось бы, под совсем непригодные для хореографии песни. На сцене он демонстрировал немыслимые па. Два раза спускался в зал и возвращался на сцену с новой партнёршей из числа зрительниц. После песни «Кума», провожая свою даму обратно в зрительный зал, Смирнов не выдержал и заявил: «Женюсь!» «Он каждый раз обещает только», — прокомментировали душевный порыв своего товарища солисты «Лесоповала».
Недавно отпраздновавший день рождения директор коллектива Игорь Барыкин решил по этому поводу проставиться. И сделал это на своей малой родине. Купил для музыкантов коньяк, который они лишь пригубили.
Продюсера чуть не закопали живьёмА первый вопрос наш портал адресовал Вениамину Смирнову.
— Обычно продюсером музыкальной группы становится композитор. Танич был поэтом. Сейчас вдова, поэтесса Лидия Козлова, художественный руководитель «Лесоповала». Есть ли своя специфика в том, что музыкантами руководят поэты?
— Михаил Исаевич был профессионалом с большой буквы. Танич во все сферы нашей профессии вникал. От вокала и инструментала до обработки и хореографии. Создавая свои стихи, он уже слышал музыку, знал, как всё будет обыграно. А Лидия Николаевна нам, как мама. Мы её любим, боготворим. Она в процессе и в теме.
У Танича, по словам музыкантов «Лесоповала», осталось богатое творческое наследие — ещё 100-150 стихов, которые пока не стали песнями. Так что альбомов на 15 группе хватит.
— Критики «Лесоповала» сходились в одном: нельзя петь такие весёлые песни, в которых рассказывается в числе прочего о зонах, лагерях, арестантах, преступниках. Вам есть что ответить этим людям?
— К Таничу со школьных лет были претензии и отношение как к сыну врага народа. Он прошёл всю войну, дошёл до Берлина. Его однажды из братской могилы вытащили, чуть не закопали живьём. В последний момент увидели, как у него веко дёргается. После войны Михаила Исаевича репрессируют, лишают государственных наград, отправляют в лагеря. Когда его песни слушала вся страна, он сам мог жить лишь за 101-м километром, зайцем ездил на электричках в Москву. Мог стать мрачным человеком от жизни такой. Но не обозлился, был весёлым, жизнерадостным, ко всему относился с юмором. Не без сарказма. Это к тому, как надо петь песни на определённые темы.
— Вы играете и поёте в жанре «русский шансон», которая считается музыкой для определённого контингента — сидевших или сидящих. Эти люди считают «Лесоповал» своим настолько же, насколько Михаила Круга, например?
— Те, кто любят Круга, любят и «Лесоповал». И наоборот. Те, кто не понаслышке знают про то, о чём мы поём, нас принимают. Потому что всё равно оценивают нас через призму Танича. Он знал, о чём писал. Нам остаётся лишь правильно подать, донести его материал.
Гений ТаничаНа сцене во время первого отделения говорили музыканты мало. Перед антрактом исполнили песню Владимира Высоцкого «За меня невеста отрыдает честно». А во втором действии пришло время настоящих хитов. Песню «Был пацан и нет пацана» весь зал слушал стоя. Хотя в гримёрке мы поговорили о том, как со временем изменилась смысловая нагрузка названия этой композиции. Теперь так иногда с юмором говорят о друзьях, которые мужскую компанию товарищей променяли на женщин. Или когда предали.
— В народ ушло, это главное, — считают музыканты. — У нас со многими песнями так. Послушать «Блины», так это о теперешних иноагентах. У песни «Налог» началась вторая жизнь после того, как депутаты в России заговорили о возвращении налога на бездетность. Это всё гений Танича. Он как будто предугадывал.
— А вы не ревновали его, когда он многие песни отдавал другим известным исполнителям, а не «Лесоповалу»? И как относились к тому, что некоторые песни группы пели и другие звёзды: Иосиф Кобзон, Филипп Киркоров?
— Ревновали. Но Михаил Исаевич всегда нам говорил: «Ребятки, у меня ещё куча песен. Успокойтесь, вам хватит». Что касается Иосифа Давыдовича, то он дал жизнь той же песне про пацана. Он её прославил, нам оставалось только подхватить. Пусть другие поют, они же тем самым рекламируют «Лесоповал».
С оружием, но без «Хантера»В Ульяновске состоялась премьера песни «Радовать» в исполнении группы. Раньше она была больше известна по репертуару Сосо Павлиашвили.
В конце выступления уже после того, как прозвучал главный хит группы про белого лебедя на пруду, музыканты сделали весёлое заявление: «Покидая зал, проверьте свои часы, кошельки и сумки. Весь концерт в зале работал профессионал».
А в завершение беседы в гримёрке выяснилось, что «лесоповальцам», которые были в Ульяновске не раз, есть что и с чем сравнивать:
— Город меняется медленно, но в лучшую сторону. Наш звукорежиссёр заметил, что здесь очень чистый, незагазованный воздух. И какой-то очень сладкий по сравнению с Москвой. Мы немного погуляли. Жаль, что не попали на УАЗ, хотели «Хантер» и «Патриот» себе присмотреть. Но оказалось, что туда нужно заранее записываться. Зато побывали в музее-заповеднике. Посмотрели ретро-выставку и экспозицию оружия.
Переночевав в отеле и допив директорский коньяк, утром «Лесоповал» отправился продолжать гастроли дальше — в Пензу.
Владислав Стасов