Для тренера по греко-римской борьбе Андрея Чернова этот год обещает быть насыщенным: неделю назад его подопечный – слабослышащий борец Кирилл Глушенков - завоевал медаль на Чемпионате России, что дает ему право представлять нашу страну на сурдлимпийских играх в Бразилии. В интервью 73online Андрей рассказал об особенностях своих тренировок , что делать, если твой ребёнок хочет уйти из спорта и почему уважение – главный ключ к пониманию любого спортсмена.
Как вы пришли в греко-римскую борьбу?
Я в спорте с детства, и, когда наступил момент выбирать направление, не задумываясь поступил в физкультурное училище, понял, что ничего, кроме спорта, не привлекает меня так сильно. Помню, как меня отговаривала мама, как она была против такого решения – но я не уступил.
В чем формула успеха настоящего борца?
В настойчивости. Когда ты живешь спортом и придерживаешься этого курса, несмотря ни на что. Я очень часто наблюдаю картину, как сторонние обстоятельства могут помешать человеку добиться поставленных целей: спрашиваешь, почему не пришел на тренировку, а тебе отвечают – был на дне рождения, уехал с друзьями, проспал и так далее. Спорт и дисциплина – понятия неразделимые, одно без другого невозможно. Если спортсмен действительно хочет чего-то добиться, он должен принять то, что спорт займет большую часть его жизни и лишит многих вещей, с ним не связанных. Такова цена успеха.
Со скольки лет детям лучше записываться в борьбу?
Сейчас существует тенденция: в большинство секций принимают совсем маленьких детей, ведь если ты не начнешь набор, есть риск, что твоего борца «уведут» другие. Это одновременно и хорошо, и плохо. Хорошо, потому что можно подготовить почву, привить ребёнку интерес, развить его физические качества. Плохо – потому что есть вероятность, что к возрасту 14-15 лет, когда и начинается специфика борьбы, он перегорит – ему просто надоест занятие, которому он отдал большую часть своей жизни. Поэтому до определенного возраста мы не включаем многие профессиональные элементы – только ОФП.
Девочки идут в ваш спорт?
Крайне редко, и я не беру их к себе в группу – всё же, девочки - это определенная специфика, требующая определенного подхода.
Поговорим про Кирилла Глушенкова. Он – слабослышащий борец, первый в вашей практике. Не было страха не справиться с такой задачей?
Нет, не было. Кирилла отличает какая-то невероятная воля к победе, он полностью растворяется в тренировке и идет до конца. Когда я даю задание своим борцам, всегда наблюдаю за выполнением: если кто-то вместо 50 отжиманий, к примеру, сделает 40, то Кирилл всегда выполнит норму, он не ждет, чтобы кто-то над ним стоял и проверял. Это и отличает настоящего спортсмена: здесь нет места обману - схитрив, ты подставишь сам себя, и на соревнованиях твоя ложь сыграет против тебя, а не против тренера.
Как отличается тренировка Кирилла от тренировки других спортсменов?
В целом – никак. Он получает те же задания, от него ждут результатов как от спортсмена-профессионала. Кирилл учился в обычной, не специализированной, школе, и научился читать по губам. Когда я ставлю перед ним задачу, четко проговариваю ему её, если есть недопонимание – пишу смс. Язык жестов я пока не освоил.
Чем увлекаетесь в свободное время?
Моё свободное время – это спорт. Если не тренирую, тренируюсь сам, плюс закладываю время на то, чтобы после основной тренировки обсудить борцовскую схватку с Кириллом – всё же своя специфика существует, и какие-то вещи мы с ним обсуждаем в частном порядке.
Ваш главный принцип в тренерской работе
Индивидуальный подход к каждому спортсмену – это очень важная часть работы тренера, и я его использую в качестве эффективного инструмента. Каждый спортсмен приходит со своей целью и мотивацией: кто-то хочет привести тело в порядок, раскачать рельеф, кто-то – освоить техники, а кто-то не мыслит себя без пьедестала и победы. Тренер умеет определять, понимать и уважать эти цели и вести к ним спортсмена по максимуму. Уважение человека как личности – ещё один важный принцип – без него здорового общения не сложится.
Вы отец троих сыновей. Удалось их привести в спорт или вы «сапожник без сапог»?
Да, они занимаются спортом. Причем старшего я видел именно в борьбе и был уверен, что он свою судьбу свяжет с профессиональным спортом. Но он решил поступать в музыкальное училище, и мне пришлось смириться с его выбором – почти год ушел у меня на это принятие! Я видел в нем потенциал, мне казалось, что именно мне, а не ему, виднее. Но потом вспомнил, как в свое время моё решение не поддержала моя собственная мама, и понял, что, если бы она тогда настояла на своем, если бы я сдался, то и жизнь моя пошла бы совсем по-другому. Не хочу через несколько лет услышать, что из-за меня разрушилась мечта сына.
Что вы можете сказать юным борцам, которые хотят стать Чемпионами мира?
Поставил себе цель – иди и делай. Трудности и преграды будут встречаться всегда, на протяжении всего пути – если они тебя остановят, значит, чемпионом ты не станешь.
Есть ли у вас в жизни какая-то мечта, исполнения которой вы хотели бы сейчас?
Да, она связана с победами моих воспитанников на соревнованиях различного уровня. Конкретно сейчас большие надежды возлагаю на сурдлимпийские игры, которые пройдут в начале мая в Бразилии. Я верю, что оттуда мы привезем золото!