В четверг в Заксобрании собрались представители бизнеса и власти – снова обсуждалась кадастровая переоценка недвижимости. Организацию круглого стола взяли на себя депутаты от фракции КПРФ. Хотя встреча и состоялась в узком кругу, дебаты вышли жаркими: Герасимов грозился снести «Детский мир», Гибатдинов советовал чиновникам «радовать дома жен», а коммерсант Архипов пикировался с бизнес-омбудсменом Толчиной. К каким решениям пришли в итоге (спойлер: бизнесмены «проталкивали» снижение налоговой ставки) – в материале 73online.ru.
Подогнать бульдозер и снести!– А если НДС поднять в шесть раз? Для наглядности: будет 120%, то есть человек отдаст всё и еще 20% будет должен! Переоценку не делали 11 лет, компенсировали это поднятием ставки налога: было 0,8% – стало 2%, хотя во всех нормальных странах – 0,1-0,5%. Если подсчитать, то за 50 лет придется еще один объект отдать.
– В ПФО из 14-ти субъектов минимум в десяти ставка максимальная – 2%, – парировал замминистра имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области Александр Таушкин.
По словам Герасимова, выход у собственников в такой ситуации только один – уничтожить постройку. Бизнесмен уже поступил так с 19 своими объектами, когда налоговая ставка поднималась в прошлый раз: «Подогнали бульдозер и снесли, потому что было нерентабельно!».
Все по законуНесмотря на то, что переоценку «заморозили» на год, финальный отчет будут принимать сегодня, 10 ноября. В Минимущества говорят, что не подписать документ нельзя – этого требует федеральный закон. Можно лишь работать со сроком вступления в силу.
Чиновники еще раз объяснили, как проходила оценка: расчет шел на основе данных из Росреестра, они считаются априори верными. Но сведения в ЕГРН могут быть неполными или недостоверными. Сейчас людям дали время, чтобы эту информацию актуализировать.
Как это сделать, рассказал директор «Центра кадастровой оценки» Сергей Коптелин: подтверждающие документы можно подать по электронной почте либо через «Почту России». Со следующего года планируется принимать заявления через Госуслуги. Но есть нюанс: сведения в ЕГРН – местоположение, год постройки, площадь объекта и прочее – можно поправить только через Росреестр. А вся информация, влияющая на стоимость – аварийность, физический износ – находится в ведении БТИГКО и региональных чиновников.
– Вы захлебнетесь! – воскликнул член СФ РФ Айрат Гибатдинов.
– Мы будем стараться, – ответил Таушкин.
– Стараться будете дома, чтобы жена не выгнала. Это тысячи людей, – отрезал сенатор.
Герасимов отметил, что переоценка ударит и по физлицам, которые пока этого не понимают: повышение налогооблагаемой базы на 10% будет происходить три года подряд. По прогнозу бизнесмена, «народ, понимая всю безысходность, восстанет, и всем будет плохо». Единственное решение – снижать налог до минимального:
– Обрушится рынок недвижимости – все будут всё продавать, ничего не будут покупать. Вместо того чтобы получить доход в казну, страна получит убыток. Сейчас идет кризис, никто в сложные времена не увеличивал налоги. А мы это делаем.
Согласен с позицией бизнесмена Гибатдинов: он называет результаты переоценки «приговором», после которого люди завалят исками суды. Политик считает, что не все в правительстве понимают последствия сложившейся ситуации, а губернатору «разрисовали все в другом ракурсе».
– Когда пройдут мартовские выборы, и все получат бумажки с суммами, которые нужно заплатить, народ с граблями и вилами встречать будем? Надо население информировать! Я вот даже не знаю, сколько у меня квартир, где мне посмотреть [сведения по ним]… Люди понятия не имеют, где все это узнавать. И в сельской местности наворотили! Люди с радостью продадут все магазины по той стоимости, в которую вы их оценили, – обрушился на присутствующих чиновников сенатор.
Всё смешалосьСлушая бизнес-омбудсмена, взорвался коммерсант и коммунист Павел Архипов, некогда двое суток возглавлявший Димитровград: «Я лично плачу налоги – около 600 тысяч в год! Кто-нибудь вообще предпринимателей спросит?!».
Представитель «Опоры России» Владимир Никифоров (на фото слева) отметил, что из-за повышения срока окупаемости объекты наоборот упали в стоимости, и новая оценка далека от рыночной.
Руководитель «Многопрофильного делового центра» Михаил Цыплов (на фото в центре) сообщил, что в федеральной методике регламентирован затратный подход к оценке объектов, а сравнительный и доходный, которые обычно применяют для коммерческой недвижимости, не в приоритете. При этом в БТИ отчеты проверяют по 3-5 раз, выдавая замечания по очереди. Это нагружает и оценщиков, и работников бюро.
Архипов подхватил: каждое внесение правок для коммерсантов как для заказчиков переоценки – дополнительные затраты. И добавил: многие организации вообще не платят налог на имущество, а ставка 2% применяется лишь к спецперечню – в нем «всего» 18 тысяч объектов. «Налоги – это наши бульвары, парки, освещение. Надо понимать интересы бюджета, у города не так много доходов», – присовокупил коммунист.
Слово взял Герасимов – сравнил свои объекты с «Аквамоллом»: ТРЦ не платил налоги, являясь сверхприбыльным бизнесом, а у самого Герасимова – четыре соцобъекта, включая помещения под МФЦ, где бизнесмен снизил аренду на три года. Но ему «бахнули налог».
– Придется на 80% сократить персонал. Если я снесу «Детский мир», вам легче будет? Продам земельный участок под застройку, вздохну свободно, – пригрозил он.
Что в итогеПечальные прогнозы на представителей Минимущества, казалось, не произвели впечатления. Гибатдинов пошел ва-банк:
– А что будет, если мы завтра не примем [переоценку]? Какое наказание?
– Мы не знаем, такой практики еще не было, – ответил Таушкин.
– Вот и узнаем! – предложил сенатор.
– Это подстрекательство! – заметила Толчина, разрядив накалившуюся обстановку.
По итогам круглого стола сформировали ряд предложений, пока расплывчатых: создать рабочую группу, подготовить рекомендации для муниципалитетов, чтобы они применили пониженный коэффициент, по крупному бизнесу – вывести адекватную кадастровую стоимость, установить переходный период и рассмотреть индивидуальный коэффициент. И, конечно, информировать население.
Рамиль Хакимов резюмировал: фракция направит предложения в правительство. Решения выработают следующим летом.
Татьяна Лисицына