Ульяновский педагогический университет отрабатывает модель непрерывного образования, чтобы взрастить «своего» абитуриента, начиная с детского сада. В чем преимущества такой формы подготовки специалистов? Как педвузу в этом могут помочь базовые школы РАН? В каких национальных проектах участвует УлГПУ? Почему в педуниверситет больше не поступают преимущественно по остаточному принципу, как это было раньше? Легко ли найти работу молодым учителям? На эти и другие вопросы в интервью 73online.ru ответил ректор УлГПУ Игорь Петрищев.
- Какие главные задачи стоят перед вузом в 2020 году?
- Ключевая задача – разработка новой стратегии развития университета. Она должна соответствовать современным условиям и приоритетным государственным национальным и региональным задачам развития образования и науки, потребностям формирующейся цифровой экономики, а также отражать особенности и специфику деятельности нашего вуза, который в основном концентрируется на подготовке работников социально-гуманитарной сферы, в первую очередь – сферы образования. И здесь нам предстоит не просто сделать ответственный и обоснованный выбор по основным направлениям, стратегическим целям и средствам их достижения, но и вовлечь в процессы разработки и обсуждения нашего будущего всё вузовское сообщество. Это не только преподаватели, сотрудники и студенты университета, но и потенциальные работодатели, представители институтов гражданского общества, местного самоуправления, родители абитуриентов, наши выпускники, партнёры из числа российских и зарубежных вузов, научных организаций, бизнес-структур.
- В реализации каких национальных проектов участвует УлГПУ?
- В рамках национального проекта «Демография» мы проводим работу с жителями Ульяновской области предпенсионного возраста, и, на мой взгляд, у нас это хорошо получается. В 2019 году в вузе прошли переквалификацию и переподготовку 163 человека по 42 образовательным программам, причем направления переподготовки касались не только педагогических специальностей, но и социальной сферы, биологии. По этому нацпроекту мы получили более 3,5 млн рублей, его реализация продолжается. Следующий нацпроект - «Образование». Здесь мы работаем по двум направлениям. Наиболее активно – по реализации федерального проекта «Социальные лифты для каждого». Мы получили финансирование под четыре проекта, которые реализовали на высоком уровне. Это школа неформального образования для молодежи «Инсайт», форум-фестиваль «По-доброму», развлекательно-образовательный проект по сборке спилс-карт и сопоставлению имен известных личностей «Знай наше» и школа современных медиатехнологий «МедиаГуру». Одно из стратегических направлений деятельности нашего университета - комплекс непрерывного образования, здесь мы участвуем в двух федеральных проектах: «Учитель будущего» и «Успех каждого ребенка». По нацпроекту «Наука» мы пока в меньшей степени задействованы, но тем не менее, работаем и в этом направлении тоже.
- Раньше было такое мнение, что в педуниверситет идут абитуриенты, которые не прошли по конкурсу в другие вузы. Изменилась ли ситуация? С каким уровнем подготовки абитуриенты сейчас приходят в ваш вуз?
- Это мнение примерно десятилетней давности. Если посмотреть на достаточно объективный показатель – средний балл ЕГЭ абитуриентов, то УлГПУ на протяжении многих лет является одним из лидеров в регионе. Поэтому я абсолютно не согласен с тем, что к нам приходят абитуриенты, которые больше никуда не поступили. В прошлом году средний балл ЕГЭ на бюджетные места составил 69. Это очень приличный показатель, один из лучших в Ульяновской области и точно выше, чем в классическом и техническом университетах. При этом есть направления подготовки, где средний балл ЕГЭ близится к 90 – это традиционно факультет иностранных языков. Есть и другие примеры. По направлению «Биология» наш вуз занял 24 место из 109 российских вузов, которые участвовали в рейтинге, средний балл поступивших – 72,5. По направлениям «Педагогическое образование», «Психолого-педагогическое и специальное (дефектологическое) образование», «Социальная работа», «Профессиональное обучение», «Теология» наш вуз входит в топ-60 вузов страны по качеству бюджетного приема. То есть к нам поступают достаточно подготовленные абитуриенты, которые стремятся получить качественное образование. Причем это не только выпускники ульяновских школ, но и абитуриенты из других российских регионов, в том числе «стобалльники». Поэтому наша задача – предлагать ребятам и их родителям новые, современные востребованные образовательные программы, рассказывать о конкурентных преимуществах обучения в нашем университете не только выпускникам школ Ульяновской области, но и соседних регионов Поволжья. Помимо традиционных форматов надо научиться использовать и современные методы привлечения абитуриентов, в том числе работу в социальных сетях, целевые базы данных участников олимпиад, конференции в режиме онлайн. Стоит активнее выходить с предложениями о целевой подготовке специалистов в другие регионы России, где существует нехватка педагогов. Конечно, средний балл ЕГЭ – это только одна сторона медали. Не менее важным является поиск «своего» абитуриента, мотивированного на то, чтобы после учебы прийти в педагогическую профессию.
- Вы выпустили молодого педагога, он начал работать в школе. Вы забыли о нем?
- Нет, не забыли! На базе факультета образовательных технологий и непрерывного образования создан Центр поддержки молодых педагогов, он является федеральной инновационной площадкой по этому направлению. В прошлом году мы провели Всероссийскую конференцию и конкурс для молодых учителей «Персональный успех», в котором приняли участие специалисты из Москвы, Костромы, Воронежа, Казани, Кирова и других городов. На мой взгляд, это важно, чтобы молодые учителя ощущали поддержку, чтобы у них был центр, куда они могут обратиться, где их встретят специалисты и преподаватели, которые их учили в вузе, и помогут решить проблемы.
- От каких направлений подготовки вы отказались за последние годы? И какие вводите новые? Вообще, как формируется структура образовательных программ?
- Мы анализируем рынок. Есть три составляющие, которые обязательно учитываются. Первая – запрос абитуриентов и их родителей, насколько сейчас востребовано у них то или иное направление подготовки. Вторая – запрос потенциального работодателя, которому нужен специалист, но не с компетенциями 5-летней давности, а с другими навыками. Третья – стандарты высшего образования: мы оцениваем свои собственные ресурсы, насколько у нас готовы материально-техническая база, профессорско-преподавательский состав, есть ли у нас научные исследования в партнерстве с другими вузами. Традиционно очень активно развивается факультет иностранных языков, и если раньше были востребованы только три языка: английский, французский и немецкий, то сейчас интересны и другие мировые языки, поэтому мы открыли обучение еще по двум языкам - испанскому и китайскому. Дополнительно мы развиваем сетевое партнерство с другими вузами. В этом году мы заявили совместную с УлГТУ магистерскую программу по направлению «Биоинформатика», которая, на наш взгляд, будет востребована не только на территории Ульяновской области, но и в России, а может быть, и за ее пределами. За развитием таких сетевых программ – будущее.
- Считается, что научно-образовательная деятельность не является для педвуза профильной. Вы можете опровергнуть это мнение?
- Я бы сказал, что наука, которая развивается в педагогических и гуманитарных вузах, недооценивается. Сейчас в вузе действуют 27 научных и научно-образовательных подразделений, в прошлом году 45 проектов наших научных сотрудников и преподавателей были поддержаны Министерством науки и высшего образования России, РФФИ, другими научными фондами и организациями. Сейчас мы достаточно активно ведем работу по проведению научных и научно-популярных мероприятий, в том числе для привлечения молодых ученых и студентов в научную деятельность, поддерживаем молодых учёных через систему внутривузовских грантов. Мы хотим, чтобы молодежь почувствовала, что наука – это интересно, и таким образом растить молодое поколение для научных открытий.
- Какие проблемы возникают у ваших выпускников с трудоустройством? Сложно ли им найти работу?
- Этот вопрос нас действительно волнует, и мы ведем активную работу с региональными властями, поскольку наш основной работодатель – это образовательные учреждения области. В прошлом году у нас был самый многочисленный выпуск в истории вуза – 1689 человек. Каждый четвертый выпускник получил диплом с отличием. У нас нет больших проблем с тем, чтобы найти работу нашему выпускнику, - сейчас открыто более 200 вакансий учителей различных направлений. Но при этом есть ограничитель в виде заработной платы. Показатель средней зарплаты учителя регион выполняет, но есть молодой педагог, зарплата которого намного ниже, чем средняя по региону. Конечно, надо нацеливаться на повышение зарплаты молодого учителя. Мы активно поддерживаем наших выпускников, прорабатываем вопросы по их участию во внеурочной деятельности, чтобы и ученик оставался на дополнительные занятия, и у молодого учителя поднималась средняя зарплата. Положительный эффект должен дать региональный закон о статусе педагога. Я думаю, он повлияет на более активное трудоустройство наших выпускников.
- Каковы перспективы работы вуза с ульяновскими базовыми школами РАН?
- Для нас взаимодействие с тремя школами, которые стали базовыми, не ново. За последние три года 89 человек из этих школ стали студентами и аспирантами нашего университета. В минувшем учебном году 221 студент прошел практику в этих школах, 23 выпускника пришли туда работать. Работу с базовыми школами РАН мы рассматриваем как естественное продолжение нашей системной работы с учебными заведениями. У нас есть ряд наработок с всероссийскими детскими центрами, олимпиадным движением школьников, одаренными детьми. Мы обязательно будем ими делиться с базовыми школами РАН. С каждой школой у нас заключены соглашения, разработаны «дорожные карты». Мы просто увеличим объемы работы с ними.
- Президент поставил задачу: увеличивать количество бюджетных мест. Что вы можете сказать по этому поводу?
- Президент поставил задачу с 1 сентября увеличить общее количество контрольных цифр приема на обучение по программам бакалавриата и специалитета преимущественно в тех субъектах, где в этом есть потребность. В конце 2019 года было подписано распоряжение правительства России, согласно которому регионы должны производить прогноз потребности в специалистах по тем или иным направлениям подготовки. Стоит отметить, что заботясь о будущих учителях и развитии образования в регионе, мы неоднократно поднимали вопрос о прогнозной потребности преподавательского и учительского состава в образовательных учреждениях. Мы рады, что такая потребность теперь будет четко просчитана, а мы, в свою очередь, сможем планировать подготовку и переподготовку педагогов. У нас не будут возникать «пожарные» моменты в обеспечении школ учительскими кадрами, в том числе сельских школ, а также новых школ, которые сейчас строятся, и где вопрос набора педсостава стоит особенно остро.
- Свой детский сад, своя школа, университетские классы… Зачем это вашему вузу? Не является ли это дополнительной финансовой нагрузкой, не приносящей дивидендов?
- Если мы говорим о финансовых дивидендах, то, конечно, они их не приносят, но и задачи такой никогда не ставилось. Создание и развитие комплекса непрерывного образования является одной из наших стратегических целей. Во-первых, таким образом мы формируем «своего» абитуриента, начиная с детского сада, когда ребятишки знакомятся с различными профессиями, в том числе с профессией учителя. Во-вторых, в университетских классах работают наши преподаватели и проходят практику студенты. На мой взгляд, невозможно методически грамотно подготовить будущего учителя, если сам преподаватель-методист не работает в рамках действующей школьной программы. Университетские классы и распределенный лицей – отличная возможность апробировать авторские методики обучения и воспитания. Отмечу, что многие вузы идут по этому пути и открывают свои собственные дошкольные учреждения и школы, как бы задавая всем остальным образцы поведения и повышая качество профильной предметной подготовки. У нас есть сеть, в которую входят 25 школ распределенного лицея плюс три базовые школы РАН. С ними мы работаем не только по преподаванию элективных курсов для школьников, но и по научно-методической работе с учителями, проектной деятельности. Главное – опыт подобной работы востребован педагогическими коллективами, он даёт результат и может быть использован практически любой школой России.
- Сейчас много говорят о создании единой электронной образовательной информационной среды. Какие успехи у вас в этом направлении?
- Чтобы студенты могли выбирать свой индивидуальный образовательный маршрут, без электронных сервисов не обойтись. В этом направлении мы будем обязательно работать, развивать сервисы, которые полезны для преподавателей, абитуриентов и студентов. Стоит отметить, что единая электронная образовательная информационная среда – это требование образовательных стандартов. В декабре в нашем вузе закончился образовательный интенсив «Будь в цифре», проект которого мы разработали на «Острове 10-22» в Сколково. Это интенсив для студентов 1-2 курсов, где они отбираются по командам, разрабатывают свои проекты и защищают их. Начат эксперимент по использованию дистанционных образовательных технологий на цифровой обучающей платформе «Skyeng» по дисциплине «Иностранный язык», в котором принимают участие первокурсники бакалавриата трех факультетов (ФФМИТО, истфил, ФФКиС). Уже в этом году нам предстоит принять участие в работе консорциума «Доказательная цифровизация для успеха студентов» на базе НИУ «Высшая школа экономики» по изучению использования онлайн-курсов в учебном процессе. Будем создавать современную AR-лабораторию, которая обеспечит техническое сопровождение процесса работы над новыми онлайн-курсами.
Кирилл Биджанов