Фигурантам нашумевшего «фармдела» Игорю Тихонову и Рашиду Абдуллов сегодня избрали меру пресечения. На судебное заседание оба явились с сумками — готовы были ко всему. «Не убивайте меня», — просил напоследок суд Рашид Абдуллов, пришедший со стопкой диагнозов.
В ноябре прошлого года Шестой кассационный суд Самары отменил приговор по «фармделу» и направил его на новое рассмотрение. Игоря Тихонова и Рашида Абдуллова, которые на тот момент отбывали назначенные им 5 и 4 года колонии, выпустили из-за решетки.
Однако прокуратуре удалось добиться пересмотра, и месяц назад кассационный суд изменил решение, оставив обвинительный приговор в силе. Для Игоря Тихонова и Рашида Абдуллова это, по сути, означало возвращение в колонию общего режима.
Но до сих пор оба они оставались на свободе. В Ульяновске ждали, когда из Самары придет уголовное дело и определение суда. Только после этого приговор можно было бы направить на исполнение в УФСИН — и, соответственно, распределить фигурантов по колониям. Ранее и Тихонов, и Абдуллов отбывали наказание в димитровградской ИК-3.
Дело «Ульяновскфармации» рассматривают в судах разных уровней уже больше двух лет. В инфографике приведем краткую хронологию, потому что в перипетиях процесса легко можно запутаться.
Сегодня, 14 октября, Ленинский районный суд должен был избрать фигурантам меру пресечения. Явились все, кроме бывшего директора «Ульяновскфармации» Ольги Кузнецовой — ее представлял адвокат.
Настроение в холле перед началом заседания царило тяжелое. Обычно приветливый и готовый перекинуться парой слов с журналистом Игорь Тихонов был мрачен и молчалив. И он, и Рашид Абдуллов пришли на заседания с женами. Когда участников позвали в зал, супруга Игоря Тихонова не выдержала и заплакала. Ее утешала адвокат Евгения Когана Ирина Кочергина.
Осужденные и их адвокаты были против проведения заседания без Ольги Кузнецовой. Некоторым защитникам был непонятен его статус: это продолжение рассмотрения уголовного дела или новый процесс? Судья Тимур Хайруллин решил, что работать можно и в таком составе.
Прокурор Максим Фролов зачитал ряд материалов дела и требования гособвинения: отменить Евгению Когану, Павлу Дегтярю и Ольге Кузнецовой меры пресечения в виде подписки о невыезде, отправить Игоря Тихонова и Рашида Абдуллова в СИЗО-1 Ульяновска, откуда распределить по колониям для дальнейшего отбытия наказания.
Игорь Тихонов рассказал, что должен был выйти на свободу 14 мая 2022 года. Кассационный суд отпустил его раньше, и десять месяцев, пока это решение не отменили, Тихонов находился под запретом определенных действий. Он уверен, что это тоже можно зачесть в счет наказания.
Адвокат Рашида Абдуллова Ирина Хутарева отметила, что у ее подзащитного срок заключения должен был завершиться 22 июля нынешнего года. Судя по базам ФСИН, и Тихонов, и Абдуллов свой приговор уже отбыли. «Получается коллизия», — отметила Хутарева и попросила произвести перерасчет срока.
Адвокат также приложила документы с диагнозами Абдуллова: у него сильно ухудшилось здоровье и есть заболевания, с которыми нельзя находиться в колонии. Защита просила суд провести соответствующую экспертизу.
— Создается опасный прецедент, — заявил сам Абдуллов, — когда люди два раза осуждены по одному делу, а сейчас будет арестованы в третий раз. О таком еще нигде не слышали. Я полностью свой срок отсидел, на протяжении десяти месяцев исполнял ограничения ФСИН, претензий ко мне нет. Если вы удовлетворите запрос прокуратуры, мне придется дважды отбывать наказание.
Мое здоровье сильно ухудшилось (назвал диагнозы — прим.). Вы меня убить хотите, прокуратура? Я взял кредит в 700 тысяч, оплачивал ущерб и штраф [по уголовному делу], работал, несмотря на свои тяжелые диагнозы, лечил детишек. Почему такая кровожадность?
Прокурор Максим Фролов ответил фигурантам, что мера пресечения в виде запрета определенных действий не засчитывается в срок лишения свободы. А что касается условно осужденных, то с момента первого решения кассации, отменившего обвинительный приговор, наказание ими не отбывалось.
Судья Тимур Хайруллин вопрос с перерасчетом срока отложил до вынесения решения, а в экспертизе для Абдуллова отказал.
Адвокаты заявили, что считают заседание нелегитимным.
— В настоящем заседании нельзя брать под стражу Абдуллова и Тихонова. Это должен был сделать кассационный суд. У прокуратуры есть только один способ, предусмотренный УПК, это изменить — подача жалобы в Верховный суд. Все остальное — нелегитимно. Надо посмотреть правде в глаза и признать, что нынешнее заседание не направлено ни на что, кроме как арестовать Тихонова и Абдуллова, — заявила Ирина Савельева, представляющая интересы Павла Дегтяря.
Вернувшись из совещательной комнаты, судья постановил удовлетворить требование прокуратуры — Тихонов и Абдуллов отправятся в СИЗО. Сроки заключения у них истекут в марте и мае следующего года соответственно.
Игорь Тихонов: «Опять Новый год в тюрьме»
Адвокаты заявили, что будут обжаловать решение. «Мы обращались за разъяснением в Адвокатскую палаты Москвы — и таких прецедентов в России еще не было», — говорит Ирина Хутарева. «Это правовой тупик, основанного на законе решения в этой ситуации принять было нельзя», — считает защитник Игоря Тихонова Сергей Логинов.
Андрей Семёнов