Event-рынок в Ульяновской области просел из-за пандемии более чем на 90%, признают участники отрасли. Организаторы корпоративов, конференций, промоакций, презентаций и других event-мероприятий с начала марта фактически остались без работы. Связанные с распространением коронавируса административные запреты коснулись в первую очередь массовых собраний. Небольшое оживление на рынке, которое началось в августе, смелó набирающей силу второй волной коронавируса. По оценкам участников рынка, половина компаний вынуждена будет закрыться, если власти не примут решительных мер.
Ограничения на проведение массовых мероприятий начали снимать с конца августа, но заказов в event-отрасли было немного, признают участники рынка. Во второй половине сентябре снова начался рост заболеваемости коронавирусной инфекцией, из-за чего заказчики стали отказываться от намеченных концертов и конференций.
Представители event-отрасли уверены, что уйти с рынка вынуждены будут более 50% ульяновских компаний. При этом те, кому удастся сохранить компанию, вряд ли смогут рассчитывать на рост количества заказов раньше апреля 2021 года. «На обороты отрасли уровня 2019 года мы выйдем не ранее, чем через три года», - уверена Альбина Крюкова.
Ситуацию усугубляет то, что многие региональные event-компании не получили господдержку во время вынужденной остановки работы. В перечень организаций пострадавших отраслей, который утвердили в правительстве РФ и на который ориентировались в правительстве Ульяновской области при предоставлении региональных субсидий, попали далеко не все участники рынка. Дело в том, что для получения госсодержки в качестве основного у компании должен быть выбран ОКВЭД «82.30: Деятельность по организации конференций и выставок». «Без субсидий остались 70% компаний отрасли, - говорит Альбина Крюкова. – Проблема в том, что господдержку распределяли в соответствии с ОКВЭДами предприятий. Многие предприниматели регистрировали бизнес в начале нулевых – тогда просто не было ОКВЭДа «конгрессно-выставочная деятельность».
У некоторых компаний был подходящий ОКВЭД, но не в качестве основного, - в этом случае предприятие тоже не попадало в перечень пострадавших. В результате по формальным признакам отсеялись многие компании, которые фактически работали в пострадавших от пандемии отраслях.
Альбина Крюкова добавила, что участники отрасли неоднократно обращались и в федеральное, и в региональное правительство, с просьбой о расширении списков ОКВЭДов. «К сожалению, мы ничего не добились. Причины, по которым нельзя поменять список ОКВЭДов, нам не объяснили», - отмечает она.
В Минэкономразвития России также заявили о необходимости усовершенствования механизма общероссийских классификаторов видов экономической деятельности. Зачастую ОКВЭДы в налоговой - одни, в статистике - другие, в фонде соцстрахования – третьи. «Поэтому нужно оживить этот механизм, но при этом не сделать его обременительным для бизнеса. Он должен быть учетным и статистическим, но при этом чтобы все понимали, что поддержка в ряде случаев может предоставляться в зависимости от ОКВЭД, это должно верифицироваться», - отметил министр Максим Решетников. О сроках подготовки изменений он не сообщил, добавив, что это «достаточно сложная задача».
Напомним, правительство России несколько раз изменяло перечень пострадавших отраслей, добавляя в него ранее не учтенные группы компаний, работа которых оказалась под угрозой из-за пандемии. Дополнения вносились в том числе и по итогам рассмотрения ходатайств региональных правительств. Ульяновская область с предложениями о расширении списка ОКВЭДов в правительство РФ не обращалась.
В министерстве цифровой экономики и конкуренции Ульяновской области сообщили, что глава региона принял решение о продлении мер антикризисной поддержки бизнеса до конца первого квартала 2021 года. Сейчас готовятся изменения в региональную нормативно-правовую базу. Будет ли расширен список ОКВЭДов, не уточняется.
«Компании отрасли могли бы выполнить заказы на производство социальной рекламы, организацию значимых для региона конференций и встреч с общественностью», - добавляет Альбина Крюкова. По ее словам, также надо менять подход к распределению господдержки. «Если трудно менять систему ОКВЭДов, можно просто посмотреть движение средств по счетам предприятия. Если дохода нет, то выделять господдержку. Эта информация есть и у налоговой службы, и у банков», - рассуждает предприниматель.
Екатерина Старцева