Престижная гимназия №1, в которой учатся дети ульяновских чиновников, депутатов и бизнесменов, готовится стать базовой школой РАН - амбициозным российским проектом воспитания новой интеллектуальной элиты страны. Гимназия уже выбрала себе специализацию - она станет школой-лабораторией инноваций, а вот передача ее на уровень региона - одно из условий участия в проекте - откладывается на год. Директор гимназии Алексей Клоков пока не владеет конкретикой по поводу того, что изменится в работе школы с обретением нового статуса. На данный момент известно лишь, что поменяется только программа обучения, а вот порядок зачисления детей и уровень зарплат педагогов останутся прежними.
Идея проекта «Базовые школы РАН» (совместный проект Российской академии наук и Министерства просвещения России) заключается в том, чтобы ориентировать наиболее успешные школы страны на выявление и обучение талантливых детей, построение их успешной карьеры в области науки и высоких технологий. Это предполагает очень серьезные изменения в организации работы избранных школ, начиная с зачисления в них детей, формирования программы обучения и отбора педагогических кадров. В связи с этим Министерство просвещения РФ поставило задачу, чтобы учредителями всех школ-участников проекта выступили регионы, то есть чтобы школы перешли с муниципального на областной уровень.
Среди 110 отобранных РАН школ три - в Ульяновской области: гимназия №1 (директор - Алексей Клоков), лингвистическая гимназия (директор - Марина Мельникова) и многопрофильный лицей №20 (директор - Зоя Борисова).
Гимназия №1 является одной из ведущих школ Ульяновска и считается элитным учебным заведением для детей местных чиновников, депутатов и бизнесменов. Например, здесь учатся дочь губернатора Сергея Морозова, сын председателя бюджетного комитета ЗСО Александра Чепухина, дети и.о. главы администрации Ленинского района Михаила Сычева, дочь первого вице-спикера ЗСО Василия Гвоздева, сын ведущей Дианы Ковелы, ребенок одного из неформальных лидеров КПРФ, бизнесмена Наири Чатиняна и др.
В 1-й гимназии к работе в новом статусе уже готовятся, разрабатывают новые программы и нормативно-правовую базу, с документами работают юристы и т.п., хотя о радикальных изменениях говорить пока не приходится. В ноябре ожидаются приезды членов РАН. По словам директора гимназии Алексея Клокова, переходить к опорным школам РАН планируется поэтапно и с нового финансового года. В первый год на каждую из 110 школ планируют направить по 5 млн рублей, далее - по 10 млн, чтобы переоснастить и переподготовить педагогов. Проходить курсы повышения квалификации и переподготовку в вузах учителя начнут с января следующего года. Г-н Клоков также сообщил 73online.ru, что его гимназия выбрала себе профиль школы-лаборатории инноваций, поскольку это сейчас очень современно и востребовано. Всего школам-участникам было предложено на выбор шесть базовых моделей развития (профильная школа, школа с углубленным изучением отдельных предметов, школа-лаборатория, школа при университете (научной организации), школа-ресурсный (сетевой) центр, смешанная модель), и по словам Клокова, Первая гимназия решила идти в ногу со временем и выбрала модель с техническим уклоном.
А вот превращение Первой гимназии из муниципальной в областную откладывается. Выяснилось, что не все учебные заведения готовы к этому - здания многих школ имеют статус объекта культурного наследия, у других просто нет соответствующих документов, остальные просто не понимают, для чего это нужно. Поэтому федеральные чиновники разрешили школам отложить решение этого вопроса на год. Впрочем, с точки зрения реализации проекта отсрочка перевода на областной уровень гимназии никак не помешает, уверен Алексей Клоков.
Директор самарского лицея авиационного профиля №135 Сергей Копытин рассказал 73online.ru, какие процессы идут в его учебном заведении в связи с получением статуса базовой школы РАН:
Г-н Копытин также пояснил, что никаких изменений при приеме детей в лицей не произойдет: "Будем принимать детей, как и обычно в рамках №273-ФЗ об образовании. Что касается уроков, то мы не можем выходить за рамки СанПиН, поэтому во второй половине дня внеурочные занятия для детей будут вести преподаватели вузов".
Елена Скворцова