Мэрия Ульяновска разработала проект постановления, по которому утверждает порядок создания и использования, в том числе на платной основе, парковок на дорогах общего пользования города. Пока не озвучиваются сроки реализации проекта, но депутаты сработали на опережение, внеся в КоАП Ульяновской области штрафы за неоплату парковок. Можно предполагать, что первому этапу проекта будет дан старт в текущем году. Эксперты неоднозначно оценивают перспективы его запуска, считая долгоокупаемым и не приносящим особых средств в бюджет, однако признают его как возможный способ решения транспортных проблем города.
Идея организовать в Ульяновске платные парковочные места муссируется с 2014 года. Наиболее реальная волна интереса поднялась в сентябре 2021 года. Тогда определили порядок отбора оператора, внесли изменения в постановление мэрии об определении размера платы за парковку — 30 рублей в час. Затраты по созданию 9 парковок на 677 мест на центральных улицах города оценили в 36 млн рублей. Предполагаемый доход от проекта, по предварительным расчетам, должен был составить 1,9 млн р. в месяц, от штрафов за неуплату — 2,4 млн р. Однако конкурсный отбор по определению оператора не состоялся: в действиях мэрии обнаружили признаки нарушения закона «О защите конкуренции». Спустя более года — в декабре 2022-го — к вопросу вернулись вновь.
На сайте мэрии опубликован проект постановления администрации с порядком создания и использования, в том числе на платной основе, парковочных мест. Согласно постановлению, бесплатный период для всех категорий граждан составляет первые 15 минут, платное время размещения автотранспорта — с 8:00 до 20:00. В остальные часы, в выходные, праздничные дни парковочные места должны быть бесплатны. Платить предлагается через паркоматы, СМС, приложение в телефоне, по абонементу, в личном кабинете водителя, где перечисляются деньги с виртуального парковочного счета.
За неоплату места предусмотрен штраф. В пояснительной записке указано, что принятие постановления не несет дополнительных расходов из бюджета. Кроме порядка использования парковок, документ регламентирует положение о Комиссии по вопросам организации и использования парковочных мест.
— Автоматизированная система единого парковочного пространства работает на социально-экономическое развитие города. Автомобили размещаются на парковках упорядоченно, отчего повышается комфорт и безопасность всех участников дорожного движения, сокращается объем выброса в атмосферу выхлопных газов за счет минимизации времени на поиск свободной стоянки. Кроме того, уменьшается поток личного транспорта на улицах города — автолюбители начинают отдавать предпочтение поездкам на общественном транспорте, поскольку это удобно и недорого, — комментируют в администрации Ульяновска.
Возможным оператором парковок названо АНО «Центр организации дорожного движения», учредителями которого являются мэрия города и региональное министерство транспорта. Оператор должен будет отвечать за содержание парковочных мест: нанести разметку, поставить дорожные знаки, щиты с информацией, паркоматы, камеры фото- и видеофиксации нарушений. Не менее 10% мест оператор обязан определить под бесплатные льготные места для инвалидов, спецавтомобилей, участников ВОВ.
Депутаты сработали «на перспективу»Документ, по предварительной информации, не подписан, сроки его доработки перенесены на март, когда планируется обсуждение проекта на заседании Думы. Принятие окончательного решения о создании парковки возложили на Управление дорожного хозяйства.
О намерениях реального воплощения проекта говорят несколько фактов. Во-первых, утвержденный в начале декабря депутатами Заксобрания штраф в упрощенном порядке — без составления протокола — в размере 1000 р. за неоплату парковки. Штраф внесли в КоАП. Во-вторых — проведение аукциона по эвакуации автомобилей на штрафстоянку, в котором единственным участником был ЦОДД. С ним заключили контракт по максимальной стоимости. Эвакуация на штрафстоянку обойдется в 1830 р., хранение на ней — 19-114 р. в час.
Мэрии нужно провести широкую просветительскую кампанию проекта, что, где и когда будет размещаться, добавляет он. «На данный момент обсуждение идет кулуарно, даже в профильном комитете нас не знакомили с проектом. При этом все бесплатные парковки должны быть сохранены: мы не в топе областей с высокими зарплатами. Льготные места для инвалидов, бесплатные дни размещения должны быть обязательно учтены в проекте платных парковок», — говорит Грачев.
Сейчас стоимость парковок в средних городах варьируется в районе 40-60 рублей за час. «Доступность цены должна зависеть от времени пользования: одно дело приехать иногда в центр на час-два, другое дело — ездить каждый день на работу и ставить машину на 8 часов», — считает Дмитрий Грачев.
Проект по организации платных парковок, по словам вице-спикера, не окончательный: доработку в него с учетом всех замечаний должны внести представители дорожной отрасли, минтранса, управления городского хозяйства — те, кто может точно рассчитать транспортные потоки улиц, на которых планируются платные парковки. «Главной целью проекта должно быть упорядочение парковочного пространства, а не сбор денег. А собираемые средства нужно направлять на развитие дорожной отрасли, благоустройство общественных пространств», — отмечает Грачев.
По его словам, еще одной целью проекта является возможность побудить людей больше пользоваться общественным транспортом.
Как устроить платную парковку?Подготовка, которая требуется — сделать места более компактными, возможно, убрать велополосы, которые заняли 50% пространства. «Дорога должна быть для движения, а не для парковки. Нужно подойти к этому аккуратно, соблюдая баланс платного и бесплатного, для жителей этих домов платной парковка не должна быть. Также важно, кто будет содержать парковки», — отмечает Игорь Бычков.
Стоимость парковки, по расчетам Минсоцразвития, может зависеть от загруженности трафика, — норматив 82% для конкретных улиц и районов. Если загрузка улицы меньше и количество мест больше, то стоимость можно уменьшить, при полной загруженности — увеличить. В Санкт-Петербурге стоимость часа на платной парковке составляет 100 р., в Москве — 250 р., для Ульяновска приемлемой, на взгляд Солдунова, будет цена 50-60 р за час.
Эксперт отмечает, что решением по цене для автолюбителей может стать разрешение резидента. Оно дает возможность жителям района оставлять на длительное время автомобили на удобных парковочных местах, предназначенных для платной парковки автомобилей с почасовой тарификацией, бесплатно или за фиксированную сумму в год. Такое разрешение выдается сроком на 1-3 года. В столице оно стоит от 3000 рублей, в других российских городах — от 1800 рублей. «Безусловно, должны быть льготные, бесплатные размещения для малоимущих семей, инвалидов. В детальную проработку вопроса в обязательном порядке должны быть вовлечены эксперты из сферы общественного контроля, в том числе Общественной палаты и самого ВОА, а также Всероссийского союза пешеходов», — уверен эксперт.
По практике, по словам Валерия Солдунова, как только появляется платная парковка, она сразу становится более свободной. Но нужно учесть один момент: найдутся желающие поставить авто рядом с платной парковкой, бесплатно во дворе. Чтобы избежать перегруженности внутренних парковок дворов домов, жители, по практике других городов, совместно с ТСЖ или УК устанавливают шлагбаум на въезд во двор. «Не все из автолюбителей понимают, что владение собственным автомобилем налагает на них ответственность: это касается парковок, размещения авто во дворах, поэтому всегда найдется много недовольных этим решением», — отметил Солдунов.
А как у них?В мегаполисах платные парковки создаются для решения проблемы транспортной загруженности. В Москве с 2015 года действует дифферинцированная методика расчета тарифов: первый-второй час она базовая, со второго-третьего растет. Платные автопарковки вводились в наиболее загруженных местах. Нельзя назвать меру слишком популярной: в столице даже были организованы протесты против ее введения.
Льготу на парковку в Москве могут получить только местные жители, можно приобрести парковочные абонементы на определенный район. С абонементом разрешено круглосуточно парковаться в выбранной зоне без почасовой оплаты. В зависимости от части Москвы абонемент стоит 15 000 — 37 000 р. на месяц или 150 000 — 370 000 р. на год. Бесплатно знимать места разрешали льготным категориям людей. Для лиц, проживающих в домах или работающих в учреждениях в зонах платных парковок, предусмотрена бесплатная стоянка, если ими получено специальное удостоверение резидента.
За нарушение правил парковки в Москве действует значительный штраф — 5000 р. Также машину могут эвакуировать. Оплатить штраф нужно в течение 60 дней. Если этого не сделать, сумма вырастет вдвое, могут наложить арест на имущество или запретить выезд за границу. Федеральный штраф можно уплатить со скидкой в 50%.
Корректность оплаты парковок фиксируют мобильные комплексы фотофиксации или инспекторы. Автомобили с камерами проезжают каждый по своему маршруту несколько раз в час. Инспекторы «Администратора московского парковочного пространства» могут фотографировать вручную на планшет.
В Казани платные парковки заработали также с 2015 года, за 5 лет — до 2020 года — благодаря сети муниципальных паркингов пропускная способность улиц выросла на 18%, скорость движения — на 5 км/час. Число муниципальных парковочных мест составляет более 4300 на 134 участках. В бюджет от их эксплуатации поступило более 200 млн рублей, кроме того, еще больше средств приносит бюджету неоплата места на мунпарковке — только в 2019 году наложено штрафов в размере более 258 млн рублей.
Тариф является дифференцированным и составляет 30, 50, 70 и 100 рублей в час. Реализация проекта создания системы единого парковочного пространства обошлась городскому бюджету в 36,4 млн рублей, из которых на конец 2015-го в бюджет вернулись 17 млн (11 млн руб. — сборы от платы за стоянку, 6 млн — общая сумма взысканных административных штрафов за неоплату стоянки). Для сбора платы за парковку и надзора за неплательщиками в октябре 2014 года была создана специальная компания — МКУ «ОГПП».
Воронеж, Белгород, Тула, Краснодар, Екатеринбург, Тюмень, Владивосток — города, где также запущены проекты по платным автопарковкам. Такие пространства работают также в Ростове-на-Дону, Калуге, Рязани, Твери, Нижнем Новгороде, Перми, Ставрополе, Курсе, Сочи, Красноярске, Курске,
Еще почти два десятка городов страны имеют планы по запуску платных автостоянок в ближайшие 5 лет: Самара, Астрахань, Балашиха, Благовещенск, Владивосток, Владикавказ, Волгоград, Ижевск, Калининград, Кемерово, Липецк, Оренбург, Пенза, Саратов, Симферополь, Сочи, Томск, Уфа, Челябинск, Ярославль.
Юлия Маржукова
При участии Дарьи Косариновой