10.06.2022, 06:10
Минздрав рассказал, как лечит под санкциями

73online.ru встретился с заместителем министра здравоохранения Валерием Жоровым, который отвечает за обеспечение лекарственными препаратами и медицинскими изделиями. В интервью чиновник рассказал, как в Ульяновской области налажена работа по закупкам медикаментов, входящих в перечень жизненно важных – ситуация, обусловленная санкционным давлением со стороны Запада, находится под контролем.

В настоящее время Ульяновская область насчитывает около 130 тысяч льготников, имеющих право на бесплатное лекарственное обеспечение. С начала года рост цен на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные препараты составил порядка 4,6%, что на уровне среднероссийских показателей. По информации коммерческих аптек региона, в период ажиотажного спроса у оптовых поставщиков был зафиксирован скачок стоимости сразу на 30% по целому ряду лекарств, не входящих в перечень жизненно-важных, в настоящее время произошла стабилизация и даже снижение цен на некоторые позиции.

В 2022 году на обеспечение льготной категории граждан выделено 1,16 млрд рублей, из них 805 миллионов - из областного бюджета Ульяновской области, 356 млн рублей - из федерального центра. Дополнительно идет финансирование по федеральным программам «Борьба с сердечно-сосудистыми заболеваниями» и «Паллиативная помощь».

Как повлияли санкции: дефицита нет

Как отметил Валерий Жоров, после введения санкций ульяновцы с хроническими заболеваниями начали формировать запасы на полгода вперёд. В марте объём отпущенных в аптеках лекарств превысил обычные нормы расхода более чем в пять раз, что привело к дефициту препаратов по некоторым позициям. Ведомством были подготовлены и направлены письма в фармацевтические и медицинские организации для обеспечения неснижаемого запаса лекпрепаратов и соблюдения норм отпуска медикаментов. В апреле компании перестроили логистику, курс валют стабилизировался и ситуация нормализовалась.

Сейчас Валерий Жоров оценивает обеспечение граждан лекарственными препаратами в регионе как удовлетворительное. Минздрав предпринял все необходимые меры по их бесперебойному обеспечению – на складе государственной аптеки созданы запасы от трех до восьми месяцев, задержек в поставках по уже заключенным госконтрактам нет.

- Мы своевременно отрабатываем возникающую потребность, а в случае с несостоявшимися торгами, продолжаем производить закрытие дефицита малыми объемами путем заключения прямых договоров на период повторного размещения аукционной документации - объясняет Жоров.

По словам замминистра, наблюдались временные проблемы с наличием ряда препаратов в коммерческих аптеках (левотироксин, карбамазепин, вальпроевая кислота), но кризис миновал – дефицитные препараты уже начали поступать на прилавки. Ситуация выровнялась еще и благодаря тому, что правительство Российской Федерации оперативно изменило регуляторную политику и федеральный центр с мая допустил закупку импорта в упаковках на иностранном языке, а также ускорил процесс пересмотра ценообразования на жизненно-необходимые препараты.

Закупки консолидируют в центре

В Минздраве поддерживают государственную политику прозрачности процедур закупок лекарственных препаратов. Наиболее эффективным инструментом называется централизованная консолидация проведения закупочных процедур в Министерстве, а не на базе лечебных учреждений, которые в силу некоторых обстоятельств не могут оперативно решить эту проблему на протяжении последних лет. «Назрела реформа», - говорит Валерий Жоров.

По словам чиновника, этот вопрос пока еще остается открытым – этот процесс небыстрый, требует согласования со всеми надзорными органами и утверждения законопроекта на площадке Заксобрания области. Сообщается, что федеральный центр ставит задачу выйти на централизованные закупки в октябре 2022 года.

- Мы к этому обязательно придем. Практика соседних регионов и установки из Минздрава РФ показывают острую необходимость консолидации в условиях стремительно меняющейся экономической ситуации. Например, поставщики неохотно рассматривают разрозненные заявки больниц по лекарственным препаратам и медизделиям, завышают цены при запросах коммерческого предложения или вовсе не выходят на торги, вынуждая учреждения заключать прямые договоры, - объясняет замминистра.

С 2019 года оперативная обеспеченность медицинских организаций лекпрепаратами повысилась с 63% до 85% в настоящее время.

Кроме того, по программе цифровизации в Ульяновской области внедряют специальную систему для контроля доступности препаратов в лечебных учреждениях в режиме онлайн. К ней будут подключены главные внештатные специалисты и региональный Минздрав по всем клиническим профилям. Их задачей будет контроль за запасом лекарств в каждом лечебном учреждении и в регионе в целом, что позволит своевременно при необходимости применять альтернативные методы лекарственной терапии, оперативно и заблаговременно закрывать потребность.

«Мы вводим детализированный контроль за больницами и поликлиниками по использованию препаратов – их нельзя списать или перенаправить, все будет учитывать специальная программа «персонального учета», - рассказывает о планах Жоров. С его слов, на эти цели выделяется 20 млн рублей, в стоимость входит внедрение, интеграция с действующими федеральными системами, обучение персонала, техническое сопровождение.

Не надо паники: есть синонимы!

Валерий Жоров не отрицает – жалобы от ульяновцев по получению льготных препаратов есть, однако нерешаемых проблем не бывает: «Все обсуждается, мы нацелены на индивидуальный подход. Можно позвонить в контактный центр ведомства 8-800-200-73-07, написать электронное сообщение в Минздрав или записаться на личный прием граждан, ни одно обращение не остается без ответа».

Что касается импорта, то первыми встревожились диабетики. Некоторые из них сразу закупили лекарства на несколько месяцев вперед, объяснив это резким удорожанием препаратов. Нередко случается, что пациент «болезненно» воспринимает смену лекарства на другое наименование или товарный знак, полагая, что другое ему не подходит.

- Уже много лет в России широко используются все виды отечественных инсулинов, которые по качеству не уступают иностранным аналогам. Все препараты, которые назначаются врачами, проходят клинические испытания, подтверждающие их эффективность и отсутствие побочных эффектов. В отношении пациентов, имеющих противопоказания к отечественным препаратам, вопрос решается в индивидуальном порядке. Если необходимо конкретное торговое наименование, существует механизм регистрации неблагоприятных побочных реакций в медицинской карте пациента для закупки требуемого препарата. Но, исходя из практики, таких случаев в регионе не более 1%, - говорит Валерий Жоров.

По наблюдениям Минздрава, сложности к восприятию новых реалий есть и у больных эпилепсией, особенно это касается родителей маленьких. Здесь схема та же: если имеются сомнения, обратитесь к врачу, подходит или не подходит препарат вашему ребёнку решают только медицинские специалисты, при подтверждённой необходимости Минздрав рассмотрит его замену.

Деньгами брать не выгодно

Жоров называет сумму, которая ежемесячно предусмотрена для льготника: «Если брать в денежном эквиваленте, то пациенту положено 1007,9 рублей в месяц». Чиновник объясняет, что российская ментальность зачастую подталкивает людей к тому, чтобы получить помощь не в виде лекарств, а наличностью и приобрести медикамент самостоятельно. Но на деле оказывается, что не все так просто: нестабильная ситуация на коммерческом фармрынке показывает, что многие препараты на полках частных аптек отсутствуют или их стоимость повышается – часть производителей ушла из розницы. В то время, когда на складе госаптеки имеются запасы для льготников в достаточном количестве – Минздрав заблаговременно их пополнил.

Есть и другая проблема в восприятии: федеральные льготники без прописки в Ульяновской области, допустим, студенты из других городов, не могут получить лекарство по льготе. Временную меру находят, помощь оказывается, но в Минздраве поясняют – необходимо определиться с приоритетами. Для получения 100% льготной поддержки необходима не только прописка на территории проживания, но и перевод «льготного дела» в региональное отделение Пенсионного фонда, так как финансы на обеспечение льготника федералы направляют по прописке гражданина.

Помимо этого, в Министерстве считают, что информационное поле подогревается новостями, в том числе фейковыми, связанными с отсутствием в аптеках тех или иных лекарств. Недавно появилась информация об отсутствии антигистаминных препаратов, жаропонижающих, а чуть ранее сообщалось о возможных проблемах с поставками тест-систем для онкопациентов. Часто подобные новости при проверке оказываются недостоверными.

А что с Госаптекой?

В настоящее время в регионе действует 645 розничных аптек, в среднем каждая из них обслуживает 2,4 тысячи человек.

Валерий Жоров объясняет, почему Госаптека так и не смогла за последние годы полноценно заменить АО «УльяновскФармацию», признанную банкротом и повлекшую за собой череду громких уголовных дел.

- Изначально Государственная аптека создавалась как учреждение, закрывающее вопрос льготного обеспечения граждан. Сегодня назрел вопрос, когда Министерству необходима организация, которая сможет не просто заниматься отпуском лекарств льготной категории граждан. Нужно организовать полноценную аптечную сеть по районам области с полным перечнем логистических услуг – от приемки, хранения, контроля сроков годности до доставки препаратов в пункты отпуска, - говорит он.

Чиновник опровергает домыслы о полной ликвидации Госаптеки, но допускает возможность развития учреждения. По словам Валерия Жорова, в настоящее время для удобства жителей сельских районов прорабатывается вопрос о возможности розничной продажи лекпрепаратов на базе фельдшерско-акушерских пунктов.

Главные темы
Дорогие, милые, любимые: Болдакин, Минеев, Ежова поделились фотографиями с мамами
«Непробиваемые» или «УничтоЖанна»: что посмотреть в кинотеатрах
Сморода готовится к новой встрече с президентом
Будьте ближе к семье. Астрологический прогноз для всех знаков зодиака
Президентскому мосту — 15 лет: публикуем архивные снимки и вспоминаем церемонии открытия