Долгие годы два берега Ульяновска связывал только один мост — Императорский, но 15 лет назад в строй ввели новый, который нарекли Президентским. Как известно, стройка заняла более 20 лет. А открытий было не одно и даже не два — подняв свои архивы, мы насчитали минимум четыре. Официально днем рождения Президентского моста всё же считают 24 ноября — в этот день на церемонии присутствовали сразу два президента: глава России Дмитрий Медведев и глава Азербайджана Ильхам Алиев.
Грандиозные планы
Строительством нового моста через Волгу в Ульяновске озаботились в 80-х годах прошлого века. Основных причин называются две. Первая — необходимость в дублёре Императорского моста. В 1982 году автомобильная часть «царской» переправы исчерпала пропускную способность и находилась в аварийном состоянии, публиковал заключения экспертов журнал «Мономах» в 2009-м.
Вторая причина — амбиции советских функционеров. Заволжский район города активно развивался: в 1975-м на левом берегу началось сооружение крупнейшего в СССР авиапромышленного комплекса. Прогнозировался небывалый промышленный и социально-экономический рост. А к грядущему 125-летию Ленина в 1995-м политическая верхушка Советов намеревалась превратить Ульяновск в «визитную карточку страны», центр притяжения коммунистов со всего света. К юбилею Вождя на его родине планировали подойти с размахом, и строительство «крупнейшего, самого протяженного в Европе» моста было одной из целей. К слову, его второй ярус намеревались отдать под метропоезда — ведь по замыслу, Ульяновск совсем скоро должен был стать городом-миллионником…
Новую переправу могли построить немногим выше по течению либо ближе к Императорскому мосту. Но экспертиза признала целесообразность выведения автомобильного потока за пределы жилой застройки. Уникальная транспортная артерия в пять с лишним километров должна была пересечь акваторию водохранилища в шести километрах от старого моста. Говорят, когда проект мостового перехода согласовывали в Москве, там даже шутили по поводу его длины: «Вы как там, в Ульяновске, мост строить собираетесь? Вдоль, а не поперёк Волги?»
В 1980 году техзадание на разработку технико-экономического обоснования строительства моста представил Ульяновский облисполком. В ноябре 1981-го Совет министров РСФСР издал соответствующее постановление, писал историк, научный сотрудник Музея-заповедника «Родина В. И. Ленина» Иван Сивопляс.
Панорама начала строительства нового моста через р. Волга (Куйбышевское водохранилище) в г. Ульяновске. Сооружение первых опор моста. Общий вид. 1988 г. ГАНИ УО Ф. 5968 Оп.1 Д. 1976
Превращается в реальность
Подготовка к осуществлению грандиозного замысла заняла несколько лет. В 1985-м на совещании обкома КПСС только еще обсуждались «подготовительные работы». В 1986-м «Ульяновская правда» писала, как «строительство нового моста через Волгу превращается в реальность» — заметка касалась создания «Ульяновскмостстроя».
Укладка труб на строительстве моста через р. Волгу. 1996 г. ГАНИ УО Ф. 5968 Оп.1. Д. 1438
Автомобильную часть переправы должны были сдать к 1993 году, еще два года давалось на работы по нижнему ярусу. Но СССР не стало в 1991-м, и на достройку не оказалось денег.
— До 1993 года мы работали хорошо. В зимы 1989–1990 годы сооружали одновременно по восемь опор, — цитировал журнал «Мономах» бывшего замуправляющего «Ульяновскмостстроя» по производству Альберта Авакимова.
Недофинансирование стало ощущаться остро. В проблему активно включился первый президент новообразовавшейся Российской Федерации Борис Ельцин: он поставил ульяновский мост в число важнейших строек страны с вводом в строй в 1996 году. Но и эта дата не была конечной: срок постоянно отодвигался, и надежда на запуск моста таяла.
Опора строящегося мостового перехода через р. Волгу. 1997 г. ГАНИ УО Ф. 5968 Оп.1. Д. 1500
Заместить главы администрации Ульяновской области Виктор Тигранович Чая и генеральный директор греческой фирмы Паскалис Паскалидис на пресс-конференции, посвященной строительству моста через р. Волгу в Ульяновске. 1996 г. ГАНИ УО Ф. 5968 Оп.1. Д. 1433
Возобновление строительства пришлось на 2000-е. Активно участвовали как региональные, так и федеральные власти. Мощный финансовый толчок дало распоряжение президента России Владимира Путина в кратчайшие сроки ввести в строй все мосты-долгострои.
Возобновление строительства нового моста через р. Волга. Общий вид. 2000 г. ГАНИ УО Ф. 5968 Оп.1. Д. 1978
И вот — 2009 год. По словам бывшего в ту пору губернатором Ульяновской области Сергея Морозова, новый мост должен был стать частью проекта «Волжский транзит», изменить транспортную логистику грузооборотов из центра страны на Урал и в Сибирь и обратно.
Взрывы на «Арсенале» и церемонии открытия
Официальное открытие планировалось на конец ноября. Но планы пришлось нарушить.
Первые машины поехали по новому мосту в страшный для города день — 13 ноября 2009 года. На территории «31-го Арсенала» на Верхней Террасе раздались взрывы и произошел пожар. Огонь возник в цеху по утилизации боеприпасов. В ближайших домах военного городка выбило окна, сильно пострадало Заволжье, а грохот слышали во всем городе. Чрезвычайная ситуация унесла жизни трёх людей, но об этом узнали потом... В первую очередь нужно было спасать жителей, дать им безопасно попасть с одного берега на другой, эвакуироваться. Свою задачу новый мост выполнил.
На следующее утро его закрыли, чтобы вновь запустить через неделю: Президентский должен был работать в тестовом режиме с 17 по 19 ноября. На открытии губернатор Морозов поздравил собравшихся мостовиков и вручил награды. Глава области и мэр города с разных берегов дали отмашку автоколоннам, и два потока машин встретились посередине.
Торжественная церемония состоялась 24 ноября. Официально мост открывали президент России Дмитрий Медведев и президент Азербайджана Ильхам Алиев — его отец, Гейдар Алиев, будучи первым заместителем председателя Совета министров СССР, подписал распоряжение о строительстве ульяновского моста. Фактом присутствия двух глав государств на церемонии открытия нередко объясняют название мостового перехода.
Но этим народные гуляния не ограничились. Еще одно торжество по случаю запуска переправы устроили спустя пару дней — 26 ноября в 13.00 по мосту снова пустили «первые» машины. Праздник устроили широкий — с разрезанием красной ленты, выступлением «стрельцов» из исторического клуба, заплывом моржей и молебном. Шутка ли: с момента начала проектирования прошло 29 лет, а с начала работ — 23 года.
Конечно, сегодня Президентский мост уже не называют самым длинным в Европе — он уступил пальму первенства как минимум Крымскому мосту. Но представить без него Ульяновск уже нельзя.
Татьяна Лисицына
Фото из фондов архива ОГБУ «Государственный архив новейшей истории Ульяновской области», редакция выражает благодарность коллективу ГАНИ УО за помощь в подготовке материала.