Рекультивация природного заповедника «Винновская роща» обросла скандалами, споры не утихают. Чтобы посмотреть, как движется проект ликвидации загрязнения нефтепродуктами, на место выехал 73online.ru. Памятник природы похож на зону отчуждения: грунт пропитан зловониями, на воде густая бензиновая пленка, гнилой валежник заражен грибком, а рядом с «Сахарным родником» - кучи мусора.
Вначале пришлось переобуться в резиновые сапоги - к такому жизнь нас не готовила. Путь лежал по временно установленным бетонным плитам, которые уложили на специальную подложку. Вокруг - камыши и болото, здесь когда-то был пруд. Вдоль дорожки тает прошлогодний снег, покрытый коркой «ржавчины» от нефтяного парафина. Изредка встречаются отдыхающие с кофейными стаканчиками. Чаще - «кладоискатели» запрещенных веществ. В целом пейзажи местности больше напоминают марсианский кратер.
Нефтяное пятно в роще появилось около 20 лет назад. Директор по строительству ООО «Димстройинвест» Сергей Волков рассказал, что зимой им удалось построить временные лесные дороги (уложили плиты) к строительной площадке для вывоза загрязнённого грунта.
До ноября запланирован вывоз почвы, устройство водоёмов и русел ручьёв, их коптирование, а также установка гидрозащиты для дальнейшего возведения очистных сооружений. К концу 2023 года памятник природы очистят от нефти. На этой неделе рекультивацию согласовали в федеральном Росприроднадзоре.
- К сожалению, мы не можем вывезти загрязненный грунт, исключив зараженные деревья. Почву уберем с понижением уровня, прикорневая система будет оголяться, поэтому деревья погибнут - из-за пропитки маслом им нечем дышать. Уберем сухостой и валежник в том месте, где идет рекультивация. Другого варианта копнуть слой земли, без их ликвидации, невозможно. В финале это все равно приведет к гибели. Надо спасать то, что можно спасти, - объясняет подрядчик.
Как рассказал Сергей, изначально здесь был природный водоём, который заилился и зарос. Его будут чистить:
- По проекту мы сделаем выборку земли, установим подстилающую мембрану, завезем чистый чернозем, после этого сформируется пруд. Вот эти оранжевые пятна - парафиновые отложения: вода поступает, фильтруется и оставляет разводы. Основные деревья, намеченные к сносу, находятся на территории водоёма и по руслу ручьёв. Русло мы не перемещаем, но для производства работ, чтобы не повредить почву, прокладываем временную дорогу по нему. Когда будем заканчивать, плиты уберем. В итоге не будет заметно, что здесь прикладывался механический и ручной труд, - обещает Волков.
В конце нулевых годов в роще построили очистные сооружения, но не было возможности и средств их содержать, поэтому они забились, вода из ручьев сама проложила себе обводной канал. Сейчас в этом месте есть переполненные колодцы с содержимым всех цветов радуги, а рядом - болото.
Если взять подлиннее палку и растормошить отложения до плотного грунта, то появится черное нефтяное пятно с бензиновой пленкой и дерьмовый запах. Такие своеобразные духи леса, которые рвутся наружу. Нечистоты идут в дома не только ульяновцев, но и жителей других населенных пунктов.
По одной из версий, говорит Сергей Волков, во время пожара в 60-х годах был слив горючего на железнодорожной станции неподалеку. Недавно рабочими был произведен срез грунта по основанию одного из родников северной группы, исследование показало, что нефтепродукты вымываются водой из-под земли. Именно мазут и стократное превышение металлов в водоеме окрасили землю и стволы деревьев в огненный цвет, будто после пожара. На пнях выросли «рыжики».
При этом подземная линза с нефтепродуктами из года в год мигрирует, загрязняя все новые родники. Скоро по проекту рекультивации северную и южную группу родников сведут в один трубопровод, поставят гидрозамок, и после прохождения системы очистки через специальные ловушки (песко- и маслоловители) они поступят в водосброс. Эксперты говорят, что в этом случае воду вода станет безопасной для Волги, ведь все загрязненные потоки, в конечном итоге, устремляются в реку.
Пока это место больше похоже на помойку: вокруг бутылки, пакеты, ветошь, сломанные игрушки, даже резиновые покрышки.
«Ни живых, ни погибших животных мы тут не встречали, потому что тут априори в такой грязи никто жить не может. Встречаются иногда дятлы, которые питаются жучками на валежнике», - отмечает Сергей.
В какой-то момент мы попали в трясину - сапоги по колено ушли в грязь. «Окей, Гугл, чем отстирать джинсы от мазута?», бездушная машина подсказала, что средством для мытья посуды. Сохранили в закладках.
Вскоре мы уперлись в табличку «Сахарный родник». Вокруг - мусорные кучи. К стволам деревьев привязаны пустые кормушки для птиц, какие-то ленточки, полиэтилен, записки, остатки фруктов, нижнее белье и контрацептивы. Все это было похоже на следы обрядов жертвоприношения друидов, колдовских приворотов, а где-то - любви. На деревянной лестнице, которая в предаварийном состоянии, торчат гвозди размером с палец.
Штаб стройки подрядчик взял в аренду у частника для производства работ, к территории особо охраняемой природной территории это не относится. Здесь установили пункт мойки колес, забетонировали площадку временного накопления и размещения загрязненного грунта, который частями будет сюда привозиться малогабаритной техникой. Согласно проекту вывоз загрязненного грунта планируют двумя экскаваторами и КАМАЗом в 10 тонн. Вывозить массу будут самосвалами на полигон для дальнейшей утилизации.
- По завершению проекта бетонные плиты, которые уложены по руслу ручья, убираем, ставим гидрозамок и на финише засыпаем все камнем, - говорит представитель подрядной организации.
31 марта на место приезжает комиссия для получения порубочного билета, необходимого для расчистки водоёмов, определят число деревьев. Сейчас ООО «Димстройинвест» складывает сухостой и гнилой валежник в кучки - нынешний статус ООПТ не позволяет их вывозить и утилизировать, пока оставляют в таком виде как кормовую базу для птиц. По решению комиссии в счет срубленных деревьев будут осуществляться компенсационные высадки по определенному перечню и в том объеме, который заявит МУП «Горзеленхоз».
Фото и видео автора