Основательница именной балетной школы, действующая балерина Елена Кучук рассказала 73online.ru про тонкости профессии. Эффектная блондинка на сцене 30 лет. За это время случались травмы и море цветов, жить приходится в условиях строгой дисциплины и постоянной конкуренции. Несмотря на все сложности, балерина призналась, что никогда не променяла бы пуанты и пачку на что-то другое.
— В детстве маленькие девочки мечтают стать балеринами. А вы?
— Я жила в Самаре и начала заниматься танцами в 6 лет, перед школой. Мама привела в танцевальный кружок и так мне понравилось! У нас даже было выступление, которое запомнилось на всю жизнь. Нам хлопали, кричали «браво» и после этого поняла, что хочу заниматься танцами, что мне нравится сцена, овации, зрители. После года занятий, маме предложили отвести меня на пробы в Самарский театр оперы и балета. Это был восторг! После проб вывесили списки, в которых было и мое имя. Помню, что прыгала от счастья. Так что, да. Можно сказать, что стать балериной - сбывшаяся мечта.
— Говорят, что балет — это постоянные ограничения.
— В первую очередь, должна сама себя держать в форме. Конечно, ограничений много. Постоянно говорили, что нужно худеть. Особенно тем, кто поправлялся. И худела, когда кто-то говорил, что толстая! Это было сложно. Мы росли, у нас происходили гормональные изменения. И даже, если ты ничего не ешь, все равно пухнешь.
— А страшилки про кровь на пуантах и вечно перебинтованные ноги - тоже правда?
— Правда. Особенно, когда надеваешь первые пуанты. Кажется, это была фирма «Русский балет». Тогда еще не было удобных вкладышей. Это сейчас огромное количество балетных магазинов и можно сделать, что угодно. Пуанты на заказ - на любой вкус. У нас такого не было. Мы заматывали пальцы ватой, пластырем и это было невероятно больно, невыносимо. Засыпали «Стрептоцидом», пили «Анальгин». Потом кто-то подсказал, что можно наматывать не вату, а целлофан. Стало полегче. Все для того, чтобы встать на пуанты. И неважно, что у тебя кровь, невыносимая боль — ты с улыбкой на лице от счастья, что стоишь в этих красивых розовых туфельках. Это было главное.
— Случались травмы?
— Да. Когда работала в Самарском театре оперы и балета получила сложный перелом. Нужно было делать операцию и вставлять шуруп в стопу. Потом еще несколько месяцев ходить в гипсе. Не знала, смогу ли танцевать дальше. Было очень тяжело морально с этим справиться. В этот период из театра даже никто ни разу не позвонил, не поинтересовался, как дела, как здоровье. Телефон молчал все три месяца. Ты сломался - и тебя забыли, будто и не было. Хотя работала там 14 лет.
— Какие партии исполняли?
— Я была солисткой, танцевала характерные партии. Чагу из «Князя Игоря», индусский танец из «Баядерки». В «Дон Кихоте» - соло цыганки Мерседес. Помню, на следующий день после спектакля приходила в бухгалтерию за квиточками ото всех слушала комплименты, что моя цыганка - лучше всех! Зрители бесконечно аплодировали и кричали «браво». Это, наверное, все ради чего ты работаешь. Великолепные ощущения, когда понимаешь, что справилась и смогла передать черты своего персонажа.
— А кого хотели бы сыграть?
— «Умирающего лебедя». Это самый знаменитый номер Майи Плисецкой. В театре - не случилось. Теперь, когда в Ульяновске приглашают на концерты — исполняю его.
— Конкуренция в театре высокая?
— Быть балериной — это борьба каждый день. Постоянная конкуренция. Тебя даже могут унизить и оскорбить. В театр каждый год приходили новенькие. И все они моложе, а может, и талантливее. И каждое выступление нужно доказывать, что ты лучше. Каждую партию отрабатывать на 100%, иначе руководитель мог просто задвинуть в конец, а на твое место поставить кого-то другого.
— Есть ли у вас у вас пример для подражания среди балерин?
— Майя Плисецкая. Я ее очень люблю. Когда была маленькая, она приезжала к нам в театр. Помню, как мама мне подарила первую книгу, которую она написала «Я — Майя Плисецкая». Еще Николай Цискаридзе. Люблю его слушать читать про него.
— А к Анастасии Волочковой как относитесь?
— Если честно, то нейтрально. Не вызывает никаких эмоций.
— Как оказались в Ульяновске?
— Муж отсюда. Он не мог бросить госслужбу, поэтому привез меня, когда уже была в декрете и не думала о том, что будет дальше. А вот когда дочке исполнился один годик, начала искать работу и случился шок от того, что в Ульяновске нет театра оперы и балета, да и вообще труппы. Подруга позвала в «Русский балет Чайковского» и предложила поехать в Китай на гастроли. Сказала, мол, приводи себя в форму и поехали. Было, конечно, тяжело преодолеть себя, но справилась.
— Как решили открыть балетную студию?
— После того, как вернулась из Китая в 2017 году, подумала, раз в Ульяновске нет балета, значит появится. Было нелегко, но в этом году студии исполняется пять лет. Открыла уже третий филиал. У нас есть группы в ФОК «Орион», Доме офицеров, и «Патриоте». У меня занимаются 50 ребят.
— А дочка тоже надела пуанты?
— Да, но ей не нравится. Особенно, когда мама ведет занятия. Она — не я. Лентяйничает.
— Как зрители воспринимают русский балет в Китае?
— У нас было 18 спектаклей в 16 городах. Особенно там любят «Лебединое озеро» и «Щелкунчика». Для них важно привить любовь к балету детям - их всегда приводят на спектакли. А еще там восхищаются русскими балеринами. Но все равно ничто не сравнится с эмоциями от самых первых гастролей. В 14 лет нас повезли в Оренбург и это было просто потрясающе.
— Как сейчас себя поддерживаете в форме?
— Сложно. После вторых родов (в 2020 году у Елены родился сын, пр.ред.) поправилась на 30 кг и никак не могла похудеть. Начались проблемы со здоровьем, гормональный сбой. Очень переживала, но тогда сказала себе, соберись и закрой рот. Отказалась от молока, мучных продуктов, сладостей. После 18.00 стараюсь контролировать аппетит и рацион. За два года сбросила все, что набрала.
— Можете ли вы сказать, что не представляете жизнь без балета?
— Да. Балет — это для меня все. Уже 30 лет выхожу на сцену - это большая часть моей жизни. Посмотрела мир, побывала в разных странах. Так что, это не только страдание, но и удивительный мир путешествий.
— Много ли у вас было поклонников?
— Не буду скрывать, они и сейчас есть. Особенно в социальных сетях - часто делают комплименты. В Самаре было много поклонников, постоянно дарили цветы. Наверное, балерина для мужчин — это редкость. Когда называю профессию, у них глаза округляются от удивления, как будто не могут поверить своему счастью, видеть живую балерину. Конечно, на нас постоянно смотрят. На наши красивые фигуры, красивые ноги. Мы выделяемся осанкой и походкой. Это приятно.