До конца января 2023 года в ЗСО должны утвердить новую схему выборов. Предпочтение могут отдать избранным по одномандатным округам депутатам, уменьшив количество тех, кто проходит в парламент по спискам. Считается, что такой расклад выгоден единственной партии — «Единой России», чтобы обеспечить большинство в Заксобрании. Опрошенные 73online.ru лидеры фракций требуют сохранить равные для всех правила игры, а эксперты говорят, что ЕР испытывает «фантомные боли» после провала 2018 года.
Кампания в ЗСО в сентябре 2023 года пройдет по новым правилам и будет дополнена дистанционным электронным голосованием. Планировалось также, что количество депутатов увеличится. Число мандатов хотели поднять с 36 до 60, а соотношение одномандатников и списочников изменить в пользу первых — до 45 против 15 (сейчас 18 и 18).
Однако облизбирком предложил оставить состав парламента прежним, лишь пересчитав избирателей в округах. Есть и чисто технические проблемы: не хватает финансирования для реконструкции и расширения большого зала заседаний в ЗСО, для выделения дополнительных помещений и увеличения зарплатного фонда.
Несмотря на это, кажется, изменения все же будут. Конкретного решения еще нет, но «Единая Россия» захотела увеличить число одномандатников до 24, а списочников — урезать до 12. Сейчас ждут законодательной инициативы.
Избирателей пересчиталиВ конце прошлой недели избирательная комиссия Ульяновской области определила, наконец, схему одномандатных избирательных округов для проведения выборов депутатов ЗСО в 2023 году. В ближайшее время ее направят на рассмотрение депутатам.
По состоянию на 1 июля 2022 года в регионе зарегистрировано 959,8 тысячи избирателей. Последний раз избирком вносил изменения в конце 2012 года, ЗСО принял их в январе 2013-го. На тот момент в Ульяновской области было 1 млн 64 тысячи избирателей. За эти годы разница составила 105 тысяч человек, или минус 10 тысяч каждый год — Юрий Андриенко говорит об убыли населения.
— Средняя норма представительства должна быть примерно одинакова. В 2012 году количество избирателей поделили на 18 одномандатных округов — в среднем это 59,1 тысячи человек на депутата, в 2022 году цифра составила 53,3 тысячи человек, — объясняет г-н Андриенко.
Однако ЗСО может и не принять предложенную схему — это право депутатов, говорит председатель избиркома. На рассмотрение документа есть два месяца: если одобрение большинством голосов будет получено, то это произойдет не позднее 11 января 2023 года. В случае корректировок избирком внесет их в течение 30 дней, к концу января.
Источники 73online.ru рассказывают, что «Единая Россия» не согласна с предложением избирательной комиссии. Единороссы планируют настаивать на другой схеме — увеличить число одномандатников до 24 человек (75%) и оставить лишь 12 списочников (25%). В таком случае округа уменьшаются в среднем до 40-42 тысяч избирателей в каждом. Идея объясняется тем, что в ЕР много сильных кандидатов, которые работают напрямую с населением на закрепленной территории, у остальных парламентских партий шансов соперничать немного. Таким образом, партия власти снова обеспечит себе большинство (сейчас во фракции ЕР состоят 17 человек из 36 в парламенте). Другие объединения (КПРФ, ЛДПР) смогут получить мандаты лишь максимум на двух избранных по списку представителей..
— Я шесть раз избирался в одномандатных округах, на списки не разменивался (с 2018 года Гвоздев депутат по Засвияжскому одномандатному округу № 16 — от поселка «Связь» до 19 микрорайона — прим.). Списочники — всегда яркие звезды, но считаю, что одномандатники наиболее эффективно работают с людьми. Они сильнее, принципиальнее, острее, независимее. У них невозможно отобрать мандат, потому что их выбрал народ. Бояться здесь нечего. Избирательная кампания должна начинаться не за три месяца, а задолго до выборов. Например, у меня есть база данных на 10 тысяч человек, с которыми я лично взаимодействовал как депутат, два раза в неделю я провожу приемы граждан, курирую 48 семей мобилизованных. Я на связи 24/7. Это тяжелый труд. Списочники зачастую этого делать не хотят и не умеют.
Проиграют КПРФ, ЛДПР и малые партии— Сейчас не время реформ. Нужно держать свои слова, если вы говорите о сохранении политической стабильности. Увеличение одномандатных округов выгодно только «Единой России», в чьих руках сосредоточены основные ресурсы — административные, финансовые, организационные, им проще найти спонсоров и доступ к бюджету. Списки хороши тем, что сложнее использовать давление со стороны и проще понять идеи партии. В 2018 году большие округа сыграли с ЕР плохую шутку — кандидаты не успевали ногами обойти территорию и дойти до людей. В ход шел подкуп избирателей и махинации при многодневном голосовании, — считает депутат.
— В программе ЛДПР прописано, что выборы должны на 100% проходить по партийным спискам, и мы отстаиваем эту позицию. В сегодняшних условиях согласны оставить схему, в которой количество одномандатников и списочников будет пропорциональным. Она привычна, мы приняли правила, не боимся играть на одинаковых условиях. Инициатива «Единой России» о сокращении депутатов-списочников — секрет Полишинеля. Официально еще не вносилась, но об этом все знают. Считаю это предложение извращенным. Честнее было бы на 100% сформировать одномандатные округа, зачем же стесняться?
Грачев тоже говорит о том, что трехдневное голосование не позволяет контролировать все избирательные участки: обучить и заплатить тысяче наблюдателей — неподъёмные средства для ЛДПР: «Возможны махинации».
Для ЕР ничего не изменитсяПолитический консультант Эрнест Старателев считает, что предложение «Единой России» является несколько запоздалым и несвоевременным: «Необходимости нет, а страхи есть».
— При высоком рейтинге президента России Владимира Путина, который отождествляется с партией власти, сегодня ЕР могла бы и не беспокоиться. Предполагаю, это фантомные боли 2018 года, связанные с пенсионной реформой и победой КПРФ в Ульяновской области. Полевые технологии таковы, что уменьшение избранных по спискам автоматически дает шанс на победу в одномандатных округах и коммунистам. Просто всем надо грамотно работать и ходить ногами. У оппозиционных парламентских партий есть один жирный минус — дефицит внятных, качественных кандидатов. Работайте с кадрами, — говорит эксперт.