В этом учреждении регионального УФСИН весьма комфортные условия для осужденных — можно выходить в город, пользоваться интернетом и даже уезжать в отпуск. Речь об исправительном центре при колонии №9, что расположена в заволжской промзоне. Корреспондент 73online.ru побывал в учреждении и посмотрел, кто туда попадает и как живет. Тем более похожий центр якобы хотят организовать в жилом микрорайоне на севере Ульяновска.
Визит журналистов в исправительный центр организован УФСИН на фоне появившейся информации об открытии в Ульяновске нового производства, где будут задействованы осужденные. Под их размещение якобы выкупают здание общежития на улице Любови Шевцовой. Местные жители пока не слишком довольны перспективой такого соседства, и экскурсия в исправительный центр — хороший шанс для УФСИН их успокоить.
Исправительный центр при колонии №9 открыли в декабре 2018 года. Здесь содержатся люди, впервые осужденные за преступления небольшой и средней тяжести, а также заключенные из других мест лишения свободы, которым смягчили наказание. Сначала в центре жили 32 человека, сейчас его расширили до 112.
На территории два корпуса, заселенных только мужчинами. Территория убрана, здание, куда нас провели, светлое, чистое, оборудованное всем необходимым. На вид — обычное общежитие.
На первом этаже корпуса живут 24 человека. На стенах входной зоны висят картины, ими нарисованные. «Они очень креативные. Занимаются даже благотворительностью. Например, один помогал детскому дому собирать детей в школу, проводил праздники», — говорит начальник отделения по контролю исполнения наказаний, не связанных с изоляцией от общества, УФСИН России по Ульяновской области Маргарита Коноплева
В спальне на каждого обитателя отводится по четыре квадратных метра. В комнате на пять человек есть комфортные кровати, шкаф, письменный стол, стулья, вентилятор. Еду мужчины готовят себе сами. На кухне есть два холодильника и две микроволновки, электрический чайник, шкафчики для хранения продуктов. Нарушением считается, если не убрал за собой: чистота в комнатах — обязанность осужденных.
Также в корпусе расположены комнаты быта. Здесь сушилки, полки под каждого с личными гигиеническими вещами, гладильные доски, стиральные машины. Такие же чистые душевые комнаты и санузлы. Рассмотреть все помещения не удалось — какие-то были закрыты, в других осужденные отдыхали после смены.
Как пионерский лагерь, только лучше
В кабинетах проводят лекции, воспитательные работы, общаются с психологами. Обычно либо после работы, либо в выходной день. Здесь нас уже ждал один из осужденных, Никита из Димитровграда, чтобы поделиться впечатлениями от проживания в центре. Его приговорили к девяти годам лишения свободы за распространение наркотиков. В центре он живет год. Признается, что надеется на досрочное освобождение.
Другой осужденный, Артем, прибыл в исправцентр из новоульяновской колонии №2 два дня назад. Он приговорен к 9 годам заключения за распространение наркотиков. «Еще не освоился, но тут гораздо лучше, чем там, где я раньше находился. В восторге от ощущения свободы. Это даже лучше, чем пионерский лагерь, это как дом: я вижусь с родными», — говорит улыбчивый парень. Артем завтра приступает к работе на швейном производстве.
На втором этаже, помимо спальных, душевых и бытовых комнат, расположена молельная для христиан. По словам Маргариты Коноплевой, в центре живет осужденный, который раньше пел в хоре при храме.
Отдельно выделены комнаты на четыре человека, куда заселяют тех, кто скоро выходит на свободу.
Для злостных нарушителей — помещение с решетками на окнах, отдельным санузлом. Двери запираются, прогулки разрешены только с сотрудниками центра, обед и ужин — в комнате. Здесь осужденные живут до тех пор, пока суд не примет решение об их дальнейшей судьбе — вернуть в места лишения свободы или дать еще один шанс.
Условия для проживающих в центре максимально комфортабельные. Разрешены телефоны, доступен интернет, вай-фай. «И даже подписка на Яндекс+», — весело выкрикнул один из осужденных.
Каждый чему-то учится: кто-то монтирует ролики, рисует мультфильмы, кто-то занимается графическим дизайном и планирует в дальнейшем устроиться в IT-сферу. «Приходят потерянные, а уходят с инициативами», — говорят в исправительном центре.
У осужденных есть лицевые счета, банковские карты. Им разрешено выходить в город: надо подать заявление с адресом, номерами телефонов, временем нахождения «на гражданке». Каждый день с разрешения начальника можно дойти до магазина. Отбой в центре в 23:00. Есть поощрения: за уборку территории центра в качестве вознаграждения положены сутки дома.
Осужденные полностью содержат себя сами: покупают продукты, вещи и даже оплачивают коммунальные услуги. Также они имеют право пользоваться интернет-магазинами и заказывать доставку. По письменному заявлению обитателей центра могут обеспечить трехразовым питанием и предоставить одежду по сезону, если это необходимо. Когда человек трудоустраивается и получает зарплату — возмещает траты.
С сотрудниками у осужденных дружеские и даже теплые отношения. «Уже сроднились», — делится Коноплева. С журналистами осужденные были приветливы, свободно шли на контакт, но на камеру не откровенничали.
Работа на производствах
На работу осужденные добираются самостоятельно, на автобусе или даже на своих автомобилях. График дня согласован с их рабочим расписанием — у каждого оно индивидуальное. Все отмечаются у дежурного. Например, если осужденный работает до 17 часов, то в 18.00 он уже должен быть в центре.
Каждому в центре положено 18 календарных дней отпуска. Для этого потребуется написать заявление на предприятие и в УФСИН. Можно даже выезжать за пределы региона.
Одно из мест работы, куда предлагают устроиться осужденным — предприятие по изготовлению бетонных блоков. Зарплата здесь сдельная, около 30-50 тысяч рублей в месяц. Всего на заводе работает 24 человека, из них 10 — из исправительного центра. Предприятие сотрудничает с УФСИН почти год и планирует наращивать мощности.
Зарплата у осужденных должна быть не меньше МРОТ. В среднем они получают от 15 тысяч рублей. Однако есть пример, когда человек зарабатывал и по 110 тысяч ежемесячно. Работал он на автостанции технического обслуживания слесарем-механиком.
В социальной сфере и с несовершеннолетними осужденным работать нельзя.
Руководство учреждения рассказало, что ставит перед собой задачу расширить центр до 400 человек. Так, осенью будет открыт похожий для женщин на 20 человек в Ишеевке.
Дарья Косаринова