В ближайшие 10–15 лет над Россией планируют запустить грузовые и пассажирские дирижабли — это прописано в десятилетней концепции научно‑технического развития транспортной отрасли. В документе также говорится о развитии средств аэромобильности, экранопланов, конвертопланов, гражданских сверхзвуковых самолётов и машин вертикального взлёта и посадки, а также подвесных рельсовых систем и высокоскоростного транспорта на магнитной левитации. Премьер Михаил Мишустин подчеркнул, что задача концепции — поддержать «неординарные инженерные принципы» и централизованное управление прикладной наукой, то есть профинансировать разработки, которые можно довести до реального внедрения.
(Воздухо)плавали — знаем!Ульяновская область к дирижаблям относится особенно. В 2009 году губернатор Сергей Морозов громко анонсировал проект локомоскайнера — дискообразного дирижабля на основе технологии термобалластируемости. Один отсек должен был заполняться гелием, второй — горячим воздухом от двигателей. За счёт изменения температуры аппарат, по замыслу, мог вертикально взлетать и садиться, зависать, идти по прямой и перевозить до 600 тонн груза. Базой стали советские разработки: на УАПК в специально созданном КБ в начале 1990‑х разработали и собрали термоплан АЛА‑40. Обсуждалось масштабирование до АЛА‑600, способного перевезти по воздуху 1500 пассажиров или буровую установку в собранном виде. Расчёты показывали окупаемость за 2–3 года в нефтегазовой отрасли.
Но после распада СССР проект заморозили. Спустя двадцать лет Морозов решил его оживить: речь шла почти о трёх миллиардах инвестиций, 800 рабочих местах и 120 млн рублей налогов. На МАКС‑2009 показали прототип диаметром 7 метров с полезной нагрузкой 20 кг. Регион подписал соглашение с ОАО «ЛокомоСкай», создавшим одноимённое ОКБ, которое по легкой иронии судьбы возглавил Антон Русских — однофамилец нынешнего главы региона. Морозов дошёл до президента Медведева, поручил чиновникам придумать применение дирижаблей в ежедневной работе, но реальные деньги так и не появились. Медведев аккуратно похвалил губернаторский «полет фантазии», сравнил идею с ранними спорами о паровозах и признался, что не уверен в готовности таких проектов к промышленной эксплуатации.
В 2012 году программу полностью свернули, «ЛокомоСкай» и ОКБ ликвидировали, а ульяновские дирижабли стали одним из ярких, но спорных символов эпохи Морозова наряду с Колобком, Днём зачатия и памятником букве «Ё». В 2017‑м термоплан снова всплыл в новостях, когда предпринимательница Ольга Ягирская выложила в сеть объявление о продаже того самого опытного АЛА‑40, который в разобранном виде покоился где-то на «Авиастаре» и был собственностью частного лица. Уточнили у Ольги сегодня: дальше объявления и бурного обсуждения дело не продвинулось, нынешняя судьба термоплана неизвестна.
XИ все-таки она существует. В Ульяновске продается первая в мире «летающая тарелка»27.02, 06:20 «Я продаю дирижабль» - так начинается необычное объявление, которое в соцсетях разместила бизнесвумен из Ульяновска, владелица витражной мастерской «Гранат» Ольга...Есть все шансы включитьсяСегодня Россия рассматривает дирижабли как средство удешевления и упрощения перевозок в труднодоступные районы Крайнего Севера, Арктики, тайги и как элемент «зелёной» логистики: современные аппараты на гелии и экономичных двигателях потребляют меньше топлива, чем самолёты и вертолёты, не требуют дорог и аэродромов, могут быть выгодны в нишевых задачах, несмотря на невысокую скорость. В госпрограмму развития Арктики до 2035 года заложено использование машин грузоподъёмностью 30–200 тонн. По расчётам нефтегазовых компаний, дирижабли способны в 2–4 раза снизить стоимость доставки людей и грузов по сравнению с зимниками и авиацией, а также сократить капитальные затраты на дороги и аэропорты, особенно в зонах вечной мерзлоты. Они могли бы дать прорыв и в лесозаготовке: значительная часть российских лесов расположена в труднодоступных местах, куда как раз удобно добираться по воздуху.
Ульяновская область вполне может встроиться в новое направление: современные дирижабли требуют композитных материалов, а именно в этой сфере регион уже имеет задел. Так что ответ на вопрос «где наши дирижабли?» может оказаться неожиданно близким.
Фото на главной: соцсети Ольги Ягирской
Обсудить новость можно в нашем телеграм-канале 73online
Андрей Арсентьев