Диатомитовый комбинат ООО «Керамзит», принадлежащий сыну известного застройщика Владимира Федорова Юрию, выставлен на продажу за 600 миллионов рублей. По мнению экспертов и участников рынка, владелец мог решиться на такой шаг в связи с необходимостью скорого переоборудования предприятия и падением рентабельности подобных производств в целом.
Восемь гектаров плюс карьерОбъявление о продаже предприятия появилось на «Авито.ру» в декабре прошлого года. Позднее автор скрыл цену, а затем временно снял предложение. Однако с 27 января оно вновь актуально.
Ульяновский диатомитовый комбинат ООО «Керамзит» зарегистрирован в 2017 году. Предприятие специализируется на производстве и реализации керамзитового гравия, керамзитобетонных блоков и бетона. Комбинат также выпускает материалы для металлургической продукции, сельского хозяйства (удобрения, кормовые добавки), атомной энергетики, нефтяной промышленности, водоочистики и водоподготовки.
По данным сайта компании, в состав комбината входят три производственных цеха, оснащенные новым технологическим оборудованием; заводская технологическая лаборатория для контроля продукции. В объявлении среди имущества указаны также 14 емкостей для диатомита по 300 кубометров, собственная электроподстанция и глинозапасник.
Владельцем и гендиректором предприятия с 2018 года числится Юрий Владимирович Федоров, однако по номеру в объявлении отвечает Владимир Федоров, заслуженный строитель РФ. Он был первым собственником и директором «Керамзита». По словам Владимира Федорова, месячный оборот комбината составляет 50 миллионов рублей. Занимаемая предприятием площадь — 8 гектаров, рядом расположен диатомитовый карьер (Вешкаймский район, поселок Шарлово). Ежемесячно завод воспроизводит 4 тысячи тонн диатомита-порошка стоимостью 20 тысяч рублей за тонну. По данным kartoteka.ru, за 2020 год выручка «Керамзита» составила более 130 миллионов рублей, прибыль – 1,146 млн.
По итогам 2018 года ООО «Керамзит» заняло четвертое место среди производителей на рынке диатомита в России. В рейтинге уступало Инзенскому диатомитовому комбинату (Diamix), OOO «Скамол Русс» и ООО «Уральская диатомитовая компания». На пятой строчке списка располагалось ООО «НПП «Диатом» (ООО «Диатом-Поволжье»).
Примечательно, что четыре из пяти крупнейших предприятий работают на территории Ульяновского региона. Здесь сосредоточена половина всех запасов диатомита в стране: крупные месторождения находятся в Инзенском, Вешкаймском, Барышском районах. Свою продукцию производители поставляют для всей страны.
Эксперты отмечали, что запасы сырья на территории региона огромны, но не используются. Между тем, практически все районы области имеют возможность для развития собственного производства.
— Я монополист в Ульяновской области и в России тоже. В стране больше нет других таких карьеров кизельгура*. Мне предлагали купить завод Никифорова (Diamix — прим. 73online) за 150 миллионов рублей, но я отказался из-за отсутствия карьера. Лучше поторопиться с решением, потому что в предложении уже заинтересованы Москва и Урал, — утверждает Федоров.
*Кизельгур – руда из осадочной горной породы диатомит, состоит преимущественно из остатков диатомовых водорослей; образует порошок из диатомита.
Рынок падает, оборудование может требовать обновленияЭксперты говорят о том, что региональный рынок диатомита ослаб, его представляет малое количество производителей, а конкурируют между собой 2-3 предприятия. Более того, участники рынка указывают, что в последнее время объем производства практически на всех площадках резко сократился. Как поясняют на комбинате «Диатом-Поволжье» (собеседник пожелал остаться неназванным), производители несут убытки. «Это связано прежде всего с инфляцией на рынке: сам продукт не дорожает, а грузоперевозки, закупочная цена материала растет, сюда же — [расходы на] свет и газ».
Представитель завода предполагает, что «Керамзит» продают не только из-за растущих энергозатрат на производство: «Насколько я знаю, комбинат надо полностью переоборудовать, потому что там используют старую технику. Возможно, продажа связана с энергозатратами, ведь нужно выполнять большие объемы производства, а оборудование не новое».
— Новое оборудование стоит немалых денег, предпринимателям потребуется вкладывать определенные средства в бизнес, поэтому попытки продать завод на прямых рынках могли не увенчаться успехом. Учитывая тот факт, что объявление о продаже появилось на публичном рынке, можно сказать о намерении собственника найти менее разбирающихся покупателей. Причиной продажи может оказаться и сам карьер, например, если запасов в нем осталось не так много, — рассказывает Цибизов.
Фото: avito.ru
Марина Иваникова