Сегодня в суде по делу "Ульяновскфармации" бенефис Игоря Тихонова. Он попросил судью предоставить ему слово первому, и такое право получил.
На сегодняшнее заседание к экс-депутату прибыло подкрепление: в зале появились три женщины, которые представились участниками общественной группы в его поддержку. Судья Ильдар Хайбуллов предупредил их, что шуметь нельзя, и разрешил остаться.
Адвокат Тихонова Владимир Курашов пожаловался судье на полицейский конвой, который не дает ему работать с подзащитным. Того привозят впритык к началу заседания и забирают назад в СИЗО сразу после его окончания, отказываясь ждать адвокатов. Хайбуллов дал Курашову 10 минут на разговор с Тихоновыми и пообещал решить проблему с сопровождением экс-депутата.
Совещание было необходимо защите не просто так: Игорь Тихонов решил сегодня давать показания. Свою вину он не признал ни по одному из предъявленных эпизодов, назвав уголовное дело надуманным и абсурдным. Он заявил, что действительно курировал сферу здравоохранения, но его роль сводилась лишь к мониторингу ситуации в целом. Никаких организационно-распорядительных полномочий, чтобы влиять на решения главных врачей о закупках препаратов, он не имел. С Ольгой Кузнецовой и Евгением Коганом его связывали только служебные отношения, а с Павлом Дегтярем они друг друга вообще недолюбливали, поэтому ни в какой сговор вступить не могли.
– У нас с Дегтярем сложились напряженные, фактически неприязненные личные отношения. Это могут подтвердить сотрудники правительства, министерства, а также Законодательного собрания, знающие нас лично. В какой-либо сговор с ним я не вступал, наши отношения ограничивались только необходимыми служебными контактами. Доводы об обратном – откровенная выдумка следствия и не подтверждены ни одним доказательством, – заявил Тихонов.
По его словам, практика с проведением совместных аукционов на поставку препаратов для больниц – рекомендация правительства РФ, поддержанная региональной властью. Это позволяет сократить временные, трудовые и финансовые затраты на аукционы. Конкурсная документация при этом никаких преимуществ для "Ульяновскфармации" не содеражала, и некоторые торги выигрывали другие фирмы.
Игорь Тихонов заявил, что не имел отношения к аукциону по поставке кислорода (тогда, по версии следствия, было похищено 2,2 млн рублей).
– Я слова "кислород" за это время даже не произносил, – попытался убедить Тихонов суд.
Про эпизод с аукционом на поставку дезинфицирующих средств и медизделий для хирургии (похищено 10 млн, считает следствие) Тихонов сказал, что раньше тот был частью более крупного аукциона, отмененного УФАС. Его детально проверяла Счетная палата и никаких проблем с ценнообразованием не нашла.
Экс-депутат также отметил, что следствие вольно трактовало термины, из-за чего фигурантов дела теперь несправедливо считают виновными во всех проблемах ульяновского здравоохранения.
– Привлечение меня к уголовной ответственности осуществлялось следственными органами не потому, что я виновен, а с искусственной целью придания большей скандальности и значимости расследованию. Обвинение во время следствия неоднократно менялось, и его кульминацией стало разделение на два эпизода - вменение мне двух тяжких преступлений выгоднее следствию и звучит более значимо. Кроме того, следствие жонглирует терминами, рассчитывая, что обвинение будет доступно для жителей региона, и те смогут трактовать слова свободно, приписывая нам преступления, которых даже нет в уголовном деле. Так, в обвинении упоминается, что мы якобы объединились для хищения денег под лекарственные средства. Однако в данном деле фигурирует только кислород. Такая вольная трактовка позволяет журналистам на протяжении более 20 месяцев обвинять нас во всех смертных грехах, вплоть до того, что мы виновны в отсутствии в аптеках лекарств для льготников, и вообще во всех проблемах здравоохранения, - возмутился Тихонов.
После его выступления слово предоставили Рашиду Абдуллову. Он рассказал о своем пути в медицине, что к нему до сих пор подходят с благодарностями пациенты и врачи. По его словам, население зря считает, что место министра – хлебное, на самом деле это работа с раннего утра и до глубокой ночи. Виновным ни по одному из предъявленных эпизодов он себя не считает. Как и Тихонов, Абдуллов говорил, что отношения с другими фигурантами дела у него были исключительно служебные. Аукцион, хищение при котором ему вменяют, планировался еще до назначения его министром. Практику проведения совместных торгов он тоже назвал стандартной.
– Процедура была прописана законом, правительством, никогда не подвергалась сомнению, это была сложившаяся процедура. <...> Моя задача, как министра, состояла в том, чтобы учреждения были обеспечены лекарственными средствами, это могла решить только процедура совместных торгов. Почему мне исполнение закона вменяется [как преступление]? Давайте пригласим депутатов Госдумы, президента, спросим у них. Вы вменяете мне то, что я обязан был выполнить, а именно - спасти отрасль и обеспечить ее лекарственными препаратами, – разгорячился Абдуллов.
По его словам, процесс ценообразования был прозрачным, все контролировалось Счетной палатой и комиссией по эффективности закупок. И если бы аукцион был незаконным, его отменило бы УФАС.
Говоря о мошенничестве при аукционе на поставки кислорода, Абдуллов даже пошутил:
– Когда меня заводили в камеру (Абдуллов год провел в СИЗО – прим. ред.) и спрашивали, за что посадили, я отвечал: "За воздух!".
В конце речи Рашид Абдуллов заявил, что хотел бы вернуться к работе – но не министром, а детским хирургом.
Напомним, по "фармделу" проходят пять человек: бывшие министры здравоохранения региона Рашид Абдуллов и Павел Дегтярь, экс-депутат ЗСО Игорь Тихонов, а также бывший директор "Ульяновскфармации" Ольга Кузнецова и ее зам Евгений Коган. По версии следствия, Тихонов и министры вынуждали главврачей проводить объединенные торги, заключать договоры на поставку кислорода и медизделий с АО "Ульяновскфармация", а переведенными обществу деньгами якобы распоряжались по своему усмотрению. Тихонову, Когану и Кузнецовой вменяются два эпизода особо крупного мошенничества: с участием Павла Дегтяря на 2,2 млн рублей и с участием Рашида Абдуллова на 10 млн рублей. Уголовное дело расследовали сотрудники Главного следственного управления СК РФ. Однако после завершения оно "уехало" в Ульяновск. Игорь Тихонов находится в СИЗО, Евгений Коган отпущен под залог, остальные - под домашним арестом.
Николай Андреев, Александр Стрельцов