05.12.2019, 15:30
Экс-декан УлГУ Татьяна Никитина: "Картины Никаса - это прилизанные фотографии"

Внесенные утром в фойе Ленинского райсуда картины намекали, какому эпизоду дела Эдуарда Шабалина будет посвящено очередное заседание. Так и случилось - в основном говорили о Никасе Сафронове и его полотнах, якобы похищенных подсудимым. Сегодня выяснилось, что два года назад художник умудрился продать один из портретов, который был вещественным доказательством по делу. И купил его, как оказалось, сам Шабалин.

Заседание стартовало со ставшей уже стандартной процедуры, когда в зал внесли и водрузили на стол судьи коробки с томами уголовного дела. Обвинение сегодня представляли два прокурора - к Николаю Косенкову присоединилась Ольга Гришина.

Первой опрашивали бывшего декана факультета культуры и искусства УлГУ Татьяну Никитину. Она рассказала, что Эдуарда Шабалина знает давно, с 1996 года, как пришла в университет. До этого она была директором музыкальной школы №1, где тот учился еще ребенком. Когда Шабалин стал директором Ленинского мемориала, она часто к нему заходила: Никитина была в попечительском совете УлГУ и в ее обязанности входило организовывать рождественские встречи. Кабинет, ранее пустой, с появлением Шабалина стал "как картинная галерея".

- Я еще ругалась: "Ты что это тут все вывесил!". Как в музее было, - рассказала Никитина.

По ее словам, она видела в кабинете портреты Дмитрия Медведева и Владимира Путина, написанные Никасом Сафроновым. Сам художник с 2009-го по 2015 год тоже бывал в гостях у директора мемцентра.

- Я его чуть не за руку провожала в кабинет к Шабалину. Там он находился продолжительное время, пили чай. Он очень любил общаться с высшим руководством, - вспоминает Татьяна Никитина. Таким образом, стоит отметить, что художник не мог не видеть свои произведения на стенах кабинета директора мемцентра.

В этот период у художника и директора мемцентра были "замечательные отношения". Почему их сотрудничество прервалось, Никитиной неизвестно.

По словам свидетельницы, Сафронов до сих пор преподает в УлГУ. Он приезжал в попечительский совет как гость и всем дарил свои картины, и ей в том числе. Два полотна она отдала Шабалину: для нее они ценности не имели, "а Эдику понравились".

Картины Сафронова, отданные Никитиной Шабалину

- Он [Сафронов] много картин дарил. Я, как человек искусства, знаю, что такое живопись. Это - не живопись. Это фотография. Прилизанная. Поэтому не запоминается, - оценила творчество художника Никитина.

По ее словам, дарение картин никак не фиксировалось. Разве что на одной из них была подпись: "Дорогой Татьяне".

Затем допрашивали Юлию Суслину - замдиректора "Волга-Спорт-Арены" по юридическим вопросам. С Шабалиным она знакома с ноября 2010 года, когда устроилась в Ленинский мемориал, где проработала четыре года сначала юристом, потом начальником юридического отдела. Она присутствовала при проведении обысков по делу, имея на это доверенность от Шабалина.

Юлия Суслина

Суслина рассказала, что знакома с арт-менеджером Никаса Сафронова Натальей Христенко - та раньше работала в Ленинском мемориале, занималась концертной деятельностью. В 2012 году, когда Суслина вышла из декретного отпуска, Христенко уже уволилась и возила картины Сафронова по выставкам.

- В 2015 году мы с Шабалиным встретились с Христенко в ресторане "Обломов". По поводу выставки. Она [Христенко] привезла выставку и попросила Эдуарда Сергеевича оказать ей помощь в организации. Она должна была Шабалину 1 млн рублей, и если бы выставка прошла успешно, она бы их вернула. Попросила свой бывший кабинет. Шабалин был не против, а меня это насторожило, - призналась Суслина. (По словам Сафронова, в 2015 году Христенко сообщила ему, что после закрытия выставки в музее украли его картины - прим. ред.)

Суслина также рассказала, что в 2017 году по просьбе Шабалина ездила в Москву и забирала у некоего молодого человека две картины Сафронова (о них пойдет речь далее). На одном из полотен был изображен Дмитрий Медведев, на второй - пейзаж. Суслина заплатила за них 30 и 25 тысяч рублей, была составлена расписка.

Далее допрашивали мужчину, у которого Суслина забирала картины. Молодой человек на вопросы отвечал по-военному: "Так точно" и "Никак нет". Он рассказал, что в 2017 году Шабалин попросил его купить у Сафронова несколько картин из списка, который прислал ему по WhatsApp. Приобрел у художника два полотна.

Когда он приехал к нему за первой картиной, Сафронов был радушен: угощал чаем и кофе, клубникой "от главы Краснодарского края", предлагал посмотреть квартиру. Когда покупатель выбрал портрет Дмитрия Медведева, художник удивился и сказал, что это очень ценный экземпляр, ведь он проходит вещдоком по уголовному делу. Портрет был украден "подонком и негодяем Шабалиным", а сейчас находится у художника на ответственном хранении. Сначала он отказывался отдавать ее за 20 тысяч рублей, но покупатель уговорил: оказалось, что руководство его воинской части иногда заказывало у Сафронова портреты, и тот решил сделать за это скидку, кроме того, художника растрогало, что отец парня родился в апреле, как и сам Никас. Он согласился на цену и заверил покупателя, что похититель картины - человек известный, и поэтому в будущем она только вырастет в цене.

Так как портрет с криминальным прошлым, молодой человек уговорил Сафронова подписать договор купли-продажи, хотя тот обычно выдает только сертификат. Ушел покупатель еще и с подарком: гостеприимный хозяин не только отдал ему вещдок по уголовному делу, но и вручил постельное белье с изображением Софи Лорен для отца.

Прокурор Николай Косенков нашел противоречия в показаниях мужчины: на следствии он говорил, что деньги получил от Шабалина и передал картины ему, а в суде "заменил" его на Юлию Суслину. Свидетель объяснил, что показания были изложены следователем неверно, а протокол допроса он не читал из-за непонятного почерка. Более того, следователь якобы угрожал его отцу.

Как пояснила адвокат Елена Атряскина, озвучить историю с покупкой картин они решили в суде не просто так: ранее Шабалин неоднократно просил возбудить уголовное дело об утрате вещественного доказательства (картины Медведева), но ему без каких-либо причин было отказано. Шабалин также считает, что его уголовное дело курировал глава следственного департамента МВД, генерал-полковник Александр Савенков - Никас Сафронов на одном из заседаний говорил, что это его друг. Когда Савенкова уволили, дело стало вялотекущим.

Напомним, Эдуарда Шабалина обвиняют в двух эпизодах особо крупного мошенничества и краже картин. Сам он неоднократно заявлял о своей невиновности по всем эпизодам дела. В интервью 73online.ru Шабалин говорил, что дело против него инициировала бывший министр культуры Татьяна Ившина, чтобы убрать с поста директора Ленинского мемориала и посадить туда своего человека – Евгения Казакова, племянника Никаса Сафронова.

Процесс продолжится на следующей неделе.

Николай Андреев, Елена Скворцова

Главные темы
Мальчик-«бабочка» учится жить и побеждать: Настя и Димка против страшной болезни
Мало гуляет и плохо ест: пожизненно осуждённый Шайдуллов завалил исками тюрьму
Концерт группы «Русский размер» или жаркие танцы : как провести выходные в Ульяновске
Президент Путин выступил с заявлением о ситуации в зоне СВО
Ротации в президиуме ЕР: Мясникова сменили на Шпак