В дореволюционной России насчитывалось десятки тысяч дворянских поместий, крупных, средних и мелких. Сотни их были в Симбирской губернии, десятки и десятки – в сёлах Майнского района.
Войны, революции, крестьянские восстания и бунты безжалостно отнеслись к помещичьим имениям, символам угнетения и несправедливости. Многие поместья были преданы разгрому и сожжению. До наших дней чудом дошли, памятники истории и архитектуры местного значения: остатки бывших помещичьих усадеб в селах Репьёвка Колхозная, Чуфарово, Анненково Лесное и рабочем поселке Игнатовка, если не считать остатков парковых и садовых насаждений в целом ряде других сёл (например, в Вырах, Путиловке, Еделеве и др.).
Самая красивая и богатая усадьба находилась, пожалуй, в селе Чуфарово. Она принадлежала дворянам Куроедовым и была подробно и ярко описана их родственником, писателем С.Т. Аксаковым, благодаря которому усадьба стала хорошо известной всему читающему миру. Приведём только несколько выдержек из его книг «Семейная хроника» и «Детские годы Багрова внука».
«Уже подъезжая к нему (селу Чуфарово – прим.), я увидел, что это совсем другое, совсем не то, что видал я прежде. Две каменные церкви с зелёными куполами, одна поменьше, а другая большая, ещё новая и не освящённая, красные крыши господского огромного дома, флигелей и всех надворных строений с какими-то колоколенками – бросились мне в глаза и удивили меня. Когда мы подъехали к парадному крыльцу с навесом, слуги, целою толпой, одетые как господа, выбежали к нам навстречу».
«Там выстроил он (М.М. Куроедов – прим.), по-тогдашнему, великолепный господский дом со всеми принадлежностями, отделал его на славу, меблировал отлично, расписал весь красками внутри и даже снаружи; люстры, канделябры, бронза, фарфоровая и серебряная посуда удивляли всех; дом поставил на небольшом косогоре, на котором били и кипели более двадцати чудных родниковых ключей. Дом, косогор, родники, всё это обхватывалось и заключалось в богатом плодовитом саду, на двенадцати десятинах, со всевозможными сортами яблоков и вишен… Окружные соседи, которых было немало, и гости из губернского города не переводились в Чурасове: ели, пили, гуляли, играли в карты, пели, говорили, шумели, веселились».
«В Чурасове была изрядная библиотека; я не замедлил воспользоваться этим сокровищем и… читал с великим наслаждением».
«В Чурасове крестьянские избы, крытые дранью, с большими окнами, стояли как-то высоко и весело».
Несмотря на красоту, богатство и изящество барской усадьбы, маленький Серёжа Аксаков «нетерпеливо желал воротиться из шумного Чурасова в тихое Багрово». Под этим названием он описал село Аксаково, родовое поместье его родителей. «Там, — пишет он, — был полуразвалившийся домишко, где жил некогда мой дедушка с бабушкой, где родились все мои тётки и мой отец. Я заметил, что отец чуть не заплакал, войдя в старые господские хоромы… и увидя, как всё постарело, подгнило, осело и покосилось. Матери моей очень не понравились эти развалины». К слову, «родовое гнездо» позднее перестроили брат и племянник писателя, которые возвели в Аксакове «грандиозные каменные постройки, поражавшие современников своими размерами и оригинальностью» (по словам краеведа К. А. Селиванова).
Сохранились многие каменные постройки усадьбы богатейших дворян Бестужевых в селе Репьёвка Колхозная: двухэтажный господский дом с полуколоннами и мезонином, хозяйственные службы, кирпичная ограда, фруктовый сад и липовый парк. Усадебный комплекс выстроен в конце 18 – начале 19 веков. В 1890-х годах сын симбирского купца А.Д. Сачкова Александр обновил имение: в доме появились мраморные лестницы, дубовые паркетные полы, вызолоченные лепные украшения, модная мебель, а в старинном парке было высажено много сосен. Позднее здесь разместили специнтернат для престарелых и инвалидов. С недавних пор господский дом из-за ветхости законсервировали, а строители подсчитали, что строительство на его месте нового корпуса обойдётся дешевле реставрации этого историко-архитектурного памятника.
Одним из лучших сохранившихся в Ульяновской области памятников архитектуры эпохи классицизма до недавнего времени считалось здание дворянской усадьбы Анненковых в селе Анненково Лесное, построенное в конце 18 – начале 19 веков. Господский каменный двухэтажный дом был украшен четырёхколонными портиками и окружен аллеями акации и сирени. Он долгое время сохранялся в удовлетворительном состоянии потому, что в нём находилась администрация местного совхоза «Чуфаровский» и сельсовета. Но в 2001 году из-за отсутствия средств на ремонт и отопление здание было заброшено и в феврале 2004 года сгорело. В связи с этим майнский журналист В.К. Кузьмин, многое сделавший для изучения истории дворянских «гнёзд» Майнского района, писал в газете «Ленинец»: «Сгорело при полном равнодушии всех нас. Признаемся, что мы – варвары, «скифы мы, да азиаты мы». В Европе тысячи туристов привозили бы смотреть на подобную красоту, а мы, как пироманы, любуемся пепелищем. Потому так и живём». Правильнее не скажешь.
Помещиками «средней руки» считались Анненковы и Назарьевы, Мотовиловы и Долгоруковы, Миницкие и некоторые другие. Но особенно много было мелких помещиков. Так, в Загоскине их было 9, Матюнине – 4, в Вырах – даже 17 (офицеры и однодворцы).
Посетивший в 1903 году имение Карамзиных известный симбирский дворянин и общественный деятель В. Н. Поливанов писал: «В сорока верстах от Симбирска, в стороне от Пензенского коммерческого тракта, среди чернозёмных полей живописно приютилось около пруда с большими вётлами небольшое село Знаменское, более известное под названием Карамзинка.
Давно я там не был, но помню хорошо господскую усадьбу: деревянный дом с мезонином и террасою… При доме был тенистый сад с липовыми аллеями, с искусственно вырытым водоёмом, с кустами по берегам сирени, бузины, тополей, всякой другой зелени… На днях мне пришлось быть в окрестностях той же Карамзинки, и я заехал взглянуть на этот забытый исторический уголок. На месте старого дома настоящею владелицею построена хорошенькая в русском стиле дача, а через дорогу от неё в нынешнем году на доброхотные пожертвования сооружена небольшая церковь. Пожалел я старый дом, но порадовался, что на родине [Карамзина] воздвигнут Божий Храм».
Описав памятник на могиле В. М. Карамзина – старшего брата историографа, Поливанов тогда же возбудил вопрос о сборе пожертвований на устройство в селе образцовой народной школы имени Н.М. Карамзина. Но вместо образцовой школы в том же 1903 году здесь открылась школа грамоты. По-видимому, не нашлось у властей и «доброхотов» нужных средств на устройство образцовой школы памяти выдающегося земляка на его родине (а село было немаленькое: в 1928 году в нём насчитывалось 105 дворов и 463 жителя и называлось оно Большой Карамзинкой, в отличие от деревни Малой Карамзинки, находившейся поблизости, где тогда же дворов было 44, а жителей – 237 человек).
Не с тех ли пор «заболели» мы опасным равнодушием и беспамятливостью по отношению к своим историческим, святым местам? И стоит ли удивляться тому совсем недавнему кощунству, когда из заброшенного, обезлюдившего селения в областной центр перевезли здешнюю деревянную ветхую церковь и памятник-надгробие с могилы В. М. Карамзина (вопреки его предсмертной воле)? Спрашивается, что же мы творим со всей историей и памятью?
Не останавливаясь даже на кратком описании других интереснейших дворянских «гнезд», имевшихся в прошлом в Майнском районе, скажем о роли и значении дворянства в истории наших сёл и деревень. Понятно, что далеко не все дворяне были такими самодурами и ярыми крепостниками, как их представитель из села Белое Озеро А. Бабкин. Многие дворяне относились к высокообразованным людям своего времени, симпатизировали простому люду и вникали в насущные вопросы крестьянской жизни. Из дворянских семей вышли такие выдающиеся личности, как историограф Н.М. Карамзин, писатели С.Т. Аксаков и В.Н. Назарьев, министр юстиции, сенатор и литератор И.И. Дмитриев, поэт А.А. Коринфский, крупные ученые В.В. Каврайский и С.А. Фокин и другие общественные деятели. Едва ли не половина всех населённых пунктов Майнского района обязана своим возникновением именно дворянам. На средства (причём немалые) помещиков в сёлах строились церкви и часовни, школы и больницы, иные общественные здания. Дворяне же, в основном, открывали в своих имениях суконные фабрики, винокуренные и конные заводы, мельницы и прочие торгово-промышленные заведения, внося таким образом свою лепту в развитие местной экономики.
Чуфарово и Карамзинка были центрами местной дворянской усадебной культуры. В этих имениях, особенно в Чуфарове, собирались многие прогрессивные общественные деятели как из соседних уездов, так и из самого Симбирска, в том числе брат историографа – А. М. Карамзин и Н. Н.Философов, П. И. Миницкий, М. В. Ленивцев и другие. Сюда «всё соседство съезжалось без зова, а часто губернатор и все знаменитости губернского города», привлекаемые тем, что у Куроедовых «была своя музыка, певчие, охота, роскошный, обширный дом» и, добавим, «изрядная библиотека», прекрасный сад с родниками.
Из книги «Страницы истории Майнского района Ульяновской области» (В.К. Воробьев)