24.12.2024, 15:00
Чего ждать ульяновцам в автомобильной отрасли: рассказал гендиректор «Авторай» Андрей Чигиряев

Уходящий год для многих сфер деятельности оказался тяжелым и непредсказуемым... Или нет? Несмотря на вызовы 2024-го, автомобильная отрасль показала хорошие результаты и смело смотрит в год 2025-й. Чего ожидать рынку и водителям? О прогнозах, планах и итогах года 73online.ru рассказал гендиректор ООО УК «Авторай» Андрей Чигиряев. Спойлер – на рынке кризис, но бояться не нужно. Ведь люди всегда стремятся к большему и лучшему.

– Каким 2024 год стал для автомобильной отрасли? Как бы вы его охарактеризовали?

– На рынок в этом году повлияло несколько факторов – это и увеличение утилизационного сбора, и повышение ключевой ставки ЦБ, а значит, рост ставок автокредитов. Но нельзя однозначно сказать, что год был тяжелым. Смотрите: в прошлом году было продано около 1 миллиона новых автомобилей, в текущем году, как отмечает Автостат, идем примерно на 1 миллион 590 тысяч. То есть прирост в продажах новых автомобилей к прошлому году значительно выражен.

В 2023-м предсказывали, что ключевая ставка в 16% продлится до июня-июля, но уже к марту 2024-го стало ясно, что она не планирует снижаться, а будет только расти. Ближе к окончанию года, в октябре, ввели увеличенный утилизационный сбор, что оттормозило рынок.

Если мы посмотрим на изменения, которые были непосредственно до октября, был постоянный рост продаж. В сентябре был поставлен рекорд. У нас клиенты, которые планировали в октябре, ноябре, декабре приобрести автомобиль, просто «переместились» на сентябрь, потому что поняли, что утилизационный сбор и ключевая ставка повысятся, и будет выгоднее взять машину раньше. Если при обычном, максимально стабильном состоянии рынка октябрь, ноябрь, декабрь были месяцами, наиболее продающими по году, то теперь тенденция изменилась: самым продающим оказался сентябрь. Октябрь, ноябрь снизились – не сказать, что существенно, но в любом случае падение по некоторым брендам наблюдается на всем рынке от 5 до 15%.

– С 1 января утильсбор еще повышается? Можно ли прогнозировать дальнейшие действия по ключевой ставке?

– При введении последнего утильсбора государство сразу запланировало, что каждый год он будет индексироваться на 10%. Поэтому да, с января 2025 года утильсбор повышается.

Касательно ключевой ставки – мы все-таки не банковский сектор и не эксперты в этой области, поэтому можем опираться только на выводы аналитиков. По прогнозам, ключевая ставка продолжит расти, и весь 2025 год будет оставаться плюс-минус на одном уровне. Понижения пока не предвидится.

– Чего ждать автолюбителям – дальнейшего роста стоимости машин? Возможно ли удешевление?

– Снижение стоимости автомобилей бывает в какие-то месяцы, менее продающие, такие как январь и февраль. Но с учетом того, что сейчас на ситуацию на рынке наложится увеличение утильсбора, мы и этого наблюдать не будем. Ожидается, что в течение следующего года машины могут подорожать на уровень минимум от 10 до 20%.

– Это касается и новых авто, и авто с пробегом?

– Утильсбор касается только новых авто. Но новые авто – это как точка отсчета, за которой тянутся все остальные.К примеру, если новый TANK 500 будет стоить образно 10 миллионов рублей, то его годовалая версия не будет стоить 4. У нее будет определенный дисконт, но она будет всегда стремиться к цене нового автомобиля. Рынок автомобилей с пробегом отыгрывает в увеличении цены с небольшим лагом, но все-таки отыгрывает.

– Как обстоят дела со спросом и разделением внутри рынка? Китайские бренды увеличивают свое присутствие в России, появляется больше дилеров. Как при этом чувствует себя отечественный производитель? Как реагируют покупатели?

– Китайские бренды устойчиво заняли российский рынок, спрос на их продукцию стабильно высокий. Но и спрос на LADA не планирует снижаться. У отечественного производителя доля рынка – более 30%. С января по ноябрь АвтоВАЗ реализовал 417 тысяч автомобилей – на 30% больше, чем в прошлом году. Год 2024-й АвтоВАЗ закроет на уровне 450-470 тысяч автомобилей, это рекордные значения.

– Какими брендами у нас сегодня представлен китайский автопром? Есть ли новички?

– Лидерская тройка остается неизменной на протяжении нескольких лет – это CHERY, HAVAL и GEELY. Эти бренды зашли на территорию Российской Федерации одними из первых, они показывают хорошее качество и доступные цены, за это их и любят потребители.

Новички есть всегда. Например, новый бренд SOLARIS, который фактически является продолжателем HYUNDAI и KIA. Он хорошо ворвался, но до уровня CHERY ему пока далеко.

– В этом году открылся салон премиального китайского бренда TANK. Какие результаты, довольны ли вы достигнутым?

– Довольны ли мы результатом? Всегда хочется большего. TANK – это премиум-автомобили, внедорожники, они себя хорошо зарекомендовали на российском рынке. Есть еще бренд WEY – гибриды, кроссоверы, WEY 80 – это флагман бренда. Плюс есть ORА – полностью электрический автомобиль; бренд, который вносит постоянные инновации.

Премиальный бренд это всегда высокое качество сборки автомобилей, а значит, меньшее количество поломок. Комфорт.

– Насколько китайским производителем удалось заместить ушедший премиум-сегмент европейцев, корейцев, японцев? Довольны ли покупатели?

– Сложно говорить за всех. Могу сказать лишь за тех покупателей, с которыми мы общаемся, от которых получаем обратную связь. Как думаете, какой бренд преобладает в трейд-ине на TANK? TOYOTA и LEXUS – рамные авто с хорошими двигателями, высокой проходимостью, комфортные, большие. Это клиенты, которые не хотят менять философию TOYOTA и LEXUS на что-то меньшее.

– Как сложился год в целом для компании «Авторай»?

– Плановые значения достигнуты и даже превышены. В общей сумме мы идем на 10 тысяч автомобилей, новых и с пробегом – это данные на конец декабря. В следующем году хотим добиваться большего. На следующий год Автостат планирует по оптимистичному прогнозу уровень продаж 2024 года, по оптимальному прогнозу – падение спроса на 10%, по пессимистичному – падение продаж на 20%. Из учета, что сейчас рынок идет на 1 миллион 590 тысяч, 10% – это 159 тысяч автомобилей, минус 20% – минус 300 тысяч примерно.

– Складывается впечатление, что в 2025 году у автомобильного рынка нет особого повода для оптимизма.

– Год не хочется заканчивать на минорной ноте. Фактически – да, мы ждем повышения утильсбора, не прогнозируется снижения ключевой ставки, а цены будут расти. Но верить надо всегда в лучшее. Автомобильный бизнес России переживал много кризисов и научился работать в кризисы. Так что год будет однозначно интересным.

Татьяна Лисицына

фото предоставлено ООО УК «Авторай»

Главные темы
Инзенский глава Макаров покидает должность
Действуем вместе. Ульяновские делороссы подвели итоги года
Нурали Латыпову продлили арест в СИЗО
Ульяновский любитель девочек привёл силовиков в офис «ВКонтакте»
Режиссер Наталья Бекешко смастерила себе на юбилей драматургическое платье