21.12.2023, 09:20
Бывший мэр Ульяновска рассказал, как криминал пытался взять под контроль УАЗ

73online.ru продолжает серию публикаций «по мотивам» нашумевшего сериала «Слово пацана. Кровь на асфальте», построенного на истории так называемого «казанского феномена». Криминал из Татарстана в свое время стремился распространить свое влияние на УАЗ. Экс-глава города Александр Пинков, который возглавлял производство Ульяновского автозавода в восьмидесятых и трудился заместителем генерального директора в начале 90-х, рассказал, как это было на самом деле.

Татарская «Кинопленка» обозначилась на УАЗе

В 2016 году на телеканале ДТВ вышел документальный фильм «Кино не для всех» из цикла «Вне закона». В нем рассказывалось о казанской группировке «Кинопленка», которая в начале 90-х стремилась к захвату Ульяновского автомобильного завода.

По информации авторов фильма, в 1994 году ульяновские криминальные лидеры получили контроль над УАЗом и начали претендовать на другой лакомый кусок – завод «Тасма», который находился под непосредственным влиянием казанцев. В ответ группировщики «Кинопленки» жестоко избили местных и отвоевали УАЗ.

Сюжет 25-минутного фильма нам показался странным. Авторы рассказывают, что предметом разговора, на который члены казанской банды отправились в Ульяновск, был именно контроль над автозаводом, а претензии к ульяновским конкурентам у лидеров «Кинопленки» появились давно.

- 50 человек сели в машины и прибыли в загородный коттедж - там их уже ждали авторитеты из Ульяновска. Разговора не получилось. Главари «Кинопленки» предъявили ульяновским: «Теперь мы будем контролировать автозавод» и отдали своим бойцам команду на уничтожение. Ульяновских парней просто забили до смерти - показали всю мощь казанских группировок. Контроль над УАЗом перешел к казанским, - рассказывают на камеру сотрудники уголовного розыска республики Татарстан, взявшие тогда группировщиков в разработку.

О подробностях укрепления банды из Казани в Ульяновске телевизионщики умолчали.

Желающих установить контроль на УАЗе было много

73online.ru обратился за разъяснением деталей оперативной обстановки в криминальные 90-е годы к бывшему мэру Ульяновска Александру Пинкову, заведующему кафедрой УлГТУ, который в то время работал на УАЗе заместителем директора по производству.

- Никакой установки прямого контроля со стороны парней из Казани не было. На заводе крутился местный криминал, который, не исключено, был как-то связан с группировками из соседнего региона. Вот с их стороны предпринимались попытки «захватить» завод: ребятишки хотели бóльшего - участвовать в поставках комплектующих. Но в зависимость УАЗ не попал, им жестко отказали, - рассказывает Пинков.

Названий местных группировок Александр Петрович не знает, но уточняет, что они были преимущественно из Ближнего Засвияжья. Вероятно, на контакт выходили «Пески» и «15 квартал» - как раз на подконтрольной им территории находится автозавод:

- Многих сегодня нет в живых. Из тех авторитетов, кто приходит на ум - «Хобот»*, «Влас» и «Кабан», это были серьезные люди, считались лидерами ОПГ.

* Валерий Хабатулин по кличке «Хобот» зимним вечером 21 декабря 2000 года убит выстрелом в голову возле своего дома в Дальнем Засвияжье. Ему было 38 лет. Бывший тяжелоатлет, занимал должность гендиректора коммерческой фирмы по сбыту автомобилей УАЗ и был, по слухам, теневым членом совета директоров ОАО «УАЗ». В «узких» кругах о Хабатулине говорили как о крупном криминальном авторитете.

Были и другие попытки присесть на «золотую жилу» УАЗа. Александр Пинков вспоминает, что на предприятие неоднократно наносили визиты представители самарской группы «СОК»:

- Приезжал сам Юрий Качмазов**, велись жесткие переговоры. Но мы не стали входить с ними в коммерческие отношения, «СОКовские» получили отказ.

** Юрий Качмазов - бизнесмен из Самары, основатель и один из владельцев группы компаний «СОК», которая работала в 1990–2000-х годах. «СОК» создал крупнейшую в Поволжье дилерскую сеть «Самарские автомобили». Группа оказывала сильное влияние на заводы АВТОВАЗ и «ИжАвто», некоторое время контролировала «ДААЗ».

Криминальное исчезновение топ-менеджера УАЗа

Тем не менее, Пинков с ужасом вспоминает то время: «У сотрудников УАЗа то и дело погибали дети в уличных разборках, постоянно хоронили подростков». А однажды, в 1995 году, без вести пропал один из топ-менеджеров предприятия - Александр Мельников, бывший секретарь райкома партии. На автозаводе он создал отдел маркетинга и продаж, был первым, кто начинал развивать собственную дилерскую сеть. Не найден до сегодняшнего дня.

- Александр Михайлович был очень уважаемым человеком, авторитетным, взрослым, с огромным опытом. Жил на перекрестке улиц Минаева и Гончарова, утром вышел из дома на работу и после этого его никто не видел. Конечно, связываю его исчезновение с криминалом, по-другому быть не может. Скорее всего, он кому-то жестко отказал. Это была их ответная реакция. Мы обращались к правоохранителям, его долго искали. Все были просто в шоке, - говорит Пинков.

Продолжение следует.

Главные темы
«Непробиваемые» или «УничтоЖанна»: что посмотреть в кинотеатрах
Сморода готовится к новой встрече с президентом
Президентскому мосту — 15 лет: публикуем архивные снимки и вспоминаем церемонии открытия
«Трубу» согнули: хоккейная «Волга» одержала четвертую подряд домашнюю победу
Губернатор Русских везет из Москвы новые проекты