Закон о противодействии отмыванию доходов (115-ФЗ) был принят ещё в 2001 году, однако два года назад банки получили отмашку сверху и стали использовать его слишком рьяно. Бизнес-сообщество жалуется, что банковская система блокирует счета предприятия, этот механизм работает по непонятной для них логике. Неожиданная блокировка останавливает нормальную работу бизнеса, пожаловались на прошлой неделе члены совета по развитию малого и среднего предпринимательства губернатору Ульяновской области Сергею Морозову. Банки про проблему в курсе, однако идти навстречу коммерсантам не собираются.
21 февраля на заседании совета по развитию малого и среднего предпринимательства при губернаторе бизнесмен и глава регионального отделения «Деловой России» Руслан Ильясов попросил главу региона переговорить с представителями банков на тему блокировки счетов предприятий. Уже больше года предприниматели не только в Ульяновской области, но и по всей стране, сталкиваются с неожиданными блокировками собственных счетов.
- Предпринимателей не привлекали к разработке данного искусственного интеллекта, который используется в банке, и мы не понимаем логику его работы. Все действия банков производятся, исходя из приказов Центробанка. Чтобы их не лишали лицензии, они соблюдают условия. 115-ый федеральный закон - это большой бич для бизнеса. Сейчас предприниматель боится банка больше, чем налоговой, - рассказал 73online.ru председатель регионального отделения «Опоры России» Николай Солодовников.
По его словам, после заморозки счета предприниматели вместо того, чтобы реально работать, вынуждены собирать документы для разблокировки.
- Банки опираются на довольно неясно прописанные в 115 ФЗ критерии и указания, а также на письма ЦБ. Единого, чёткого перечня сомнительных операций нет до сих пор. Поэтому приходится описывать общие контуры. Однозначным является тот факт, что банки начали рьяно работать, потому что регулятор дал команду «фас». Сегодня «непротиводействие отмыванию доходов и финансированию терроризма» - самая частая причина отзыва лицензий у кредитных учреждений. И банки вынуждены подчиняться, даже в ущерб себе, ведь они же тратят на навязанную фискальную функцию деньги и теряют клиентов, - рассказала г-жа Потёкина журналисту 73online.ru.
Юридические лица начали активно сталкиваться с блокировками с 2018 года. В группу риска попадают операции связанные с покупкой горюче-смазочных материалов, транспортные расходы. Блокировки начали затрагивать IT-сферу.
По мнению главы бюджетного комитета Заксобрания Александра Чепухина, банки
- Банки начали использовать данный закон для получения выгоды из-за отсутствия ответственности. Такие действия наносят невосполнимый урон бизнесу нашей страны. Хозяйственная деятельность многих субъектов малого и среднего бизнеса оказалась парализованной, - комментирует г-н Чепухин.
В пример бывший министр сельского хозяйства приводит случай с одним из фермерских предприятий Ульяновской области. Фирме с 12-летней историей с «чистейшей финансовой и кредитной историей» банк остановил платеж за реализацию зерна без четкого обоснования. В итоге уборочные работы были остановлены на 10 дней.
По словам Солодовникова, банки могут рассматривать документы до 30 дней.
- Даже если по договору лимит на рассмотрение существует, то превышая его банк не несет никакой ответственности. Если они блокируют расчетный счет по ошибке, то пускай они несут те же убытки, что понес бизнес и выплачивают компенсацию. Может тогда они подойдут более ответственно к тому, кого они блокируют по 115-ФЗ, - считает глава региональной «Опоры России».
Представители банков, с которыми общался журналист 73online.ru, отказались ответить на несколько вопросов по рассматриваемой теме, сославшись на 115 федеральный закон.
По мнению Анастасии Потёкиной, в ближайшее время ждать, что банки прислушаются к бизнесу, не стоит:
- Всё здесь зависит от Центробанка. Как только регулятор пропишет чёткие правила и опубликует их в свободном доступе, а не просто будет рассылать по банкам, как только начнет работать система «реабилитации» и на банки будет возложена ответственность за принимаемые решения, например, денежные штрафы, что-то наладится. Но пока перспектив решения вопроса не видно.
Артем Горбунов