Несколько месяцев стремительно растут цены на автомобили. Некоторые марки дорожают сразу на 15%. Рынок перегрет из-за дефицита предложения, ослабления курса рубля и общей нестабильности. Сейчас ситуация постепенно исправляется, но прогнозы экспертов противоречивы: одни ожидают падения объемов продаж, другие — положительной динамики. Сходятся автодилеры в одном: 2021 год будет непростым, а рост цен продолжится и составит около 20%.
Пандемия серьезно повлияла на все сферы нашей жизни. Не стал исключением и рынок легковых авто. По оценкам экспертов, последствия карантина будут отражаться на нем как минимум до конца года. В апреле 2020 года из-за ограничительных мер дилерские центры были «отрезаны от клиентов», и несмотря на то, что большинство подстроилось под новые реалии и задействовало онлайн-инструменты (бронирование, одобрение кредита и покупку с доставкой к дому), продажи значительно сократились. По данным «Автостат Инфо», за апрель прошлого года российскими дилерами было продано всего 53,3 тысячи автомобилей, что на 64,4% ниже, чем в апреле 2019 года.
За время кризиса на российском авторынке сформировался весьма внушительный отложенный спрос, и к осени эксперты все чаще стали говорить о дефиците машин, причем абсолютно во всех сегментах — от бюджетных до премиальных. Многие брали кредиты, чтобы купить автомобиль: количество заявок, подаваемых через «Авто.ру», в 2020 году удвоилось, об аналогичном росте говорят и дилеры.
Директор дилерского центра Škoda и Volkswagen «Мотом» Владислав Ларионов считает, что интерес к новым автомобилям подогревался еще и нестабильной ситуацией на фондовом рынке,
Ажиотажный спрос в совокупности с сокращением объёмов производства автоконцернов привел к дефициту предложения, который до сих пор присутствует на рынке. По оценкам экспертов, его вряд ли удастся сократить до конца этого года. «Сейчас поставки постепенно возобновляются,
Участники рынка рассказывают, что некоторые продавцы стали диктовать потребителям свои условия — например, купить машину можно только с одновременным приобретением КАСКО в салоне, либо только с обязательным набором дорогостоящих дополнительных опций, либо только в кредит. Однако по мере заполнения складов покупатели все менее охотно идут на уступки.
По оценке оценке «Автостата», в 2020 году в Ульяновске продали около 6,7 тысячи автомобилей, что на 7,6% меньше, чем в 2019, на что также повлиял дефицит предложения. Среди марочных предпочтений у ульяновцев на первом месте оказалась Lada, на втором – Kia, на третьем еще один «кореец» Hyundai. В пятерку самых популярных на местном авторынке вошли также Renault и Toyota. Отметим, что из премиальных брендов в регионе представлен только Mercedes-Benz, который занимает минимальную долю рынка.
Самыми популярными моделями остаются LADA Granta, LADA Vesta и KIA Rio. Значительно вырос спрос на Volkswagen Polo, Hyundai Solaris и Toyota RAV4.
Представители дилерских центров отметили, что в 2020 году рост цен на новые легковые автомобили составил 10% — и это не предел, машины продолжат дорожать и в 2021 году. «Подорожание автомобилей — неизбежный процесс, ведь даже в машинах отечественного производства значительная доля иностранных комплектующих. Девальвация рубля по отношению к доллару продолжится, поэтому мы увидим дальнейшее повышение стоимости машин», — говорит гендиректор консалтинговой компании «ДСТС Финанс Консалтинг» Дмитрий Цибизов.
Как пояснял ранее президент Ассоциации российских автомобильных дилеров Вячеслав Зубарев, из-за курсовой разницы производители продавали машины по заниженной стоимости по сравнению с ценой в долларах и евро, поскольку в прошлом году резко повысить цены в рублях компании не смогли — это отпугнуло бы покупателей. «За 2020 год рубль потерял порядка 30% к евро. Понятно, что производители не могут работать в убыток долгое время и поэтому продолжится рост цен, чтобы компенсировать убытки прошлого периода», — говорил президент РОАД.
По оценке «Автостата», в 2021 году увеличение средневзвешенной цены на новые легковые автомобили в России может достичь 10%. Что же касается объема продаж, то тут экспертные мнения разошлись. Директор «Тойота Центр Ульяновск» Денис Копенков ожидает в текущем году только позитивных изменений. Аналитики «Автостата» в свою очередь говорят о том, что роста продаж ждать не стоит, и прогнозируют спад от 5 до 12%.
Владислав Ларионов также уверен в общем падении рынка в 2021 году: «Это связано с тем, что в четвертом квартале 2020 года был сильно увеличен покупательский спрос, в автоиндустрии это называют «подарок рынка», и первый квартал несколько слабее, чем годом ранее». С ним согласен Владимир Набатов: «В самом оптимистичном варианте продажи останутся на уровне 2020 года».
При этом участники рынка сходятся во мнении, что единственный сегмент, где можно ожидать хоть какого-то роста — продажи китайских авто. Это обусловлено их невысокой ценой при приемлемом качестве сборки. Гипотезу экспертов подтверждает и статистика. По данным аналитического центра «Автостат», именно «китайцы» оказались одними из немногих марок, продажи по которым не только не упали, но и заметно подросли. Так, за прошлый год на российском рынке новых автомобилей в общей сложности было реализовано 57,2 тысячи машин китайских марок, это на 43% больше, чем в 2019 году. Вследствие этого доля «китайцев» за год заметно увеличилась — с 2,3% до 3,6%.