Этот год автопроизводители начали с роста цен. По оценке Ассоциации российских автомобильных дилеров (РОАД), только за январь стоимость машин выросла на 2–3%. Этот рост прежде всего спровоцировало падение курса рубля: автопроизводители еще не полностью учли в ценах связанные с курсовой разницей издержки. Эксперты уверены, что в следующие месяцы автомобили продолжат дорожать, поэтому покупку не стоит откладывать. Из-за роста стоимости выиграть могут и те автовладельцы, которые продают подержанное авто: есть шанс продать его дороже, чем при покупке.

Рост цен на автомобили с начала года составил порядка 2-3% по разным данным, говорит президент РОАД Вячеслав Зубарев. «В целом повышение цен мы видим у всех марок», — добавил он.

Так, по данным портала Autonews.ru, Kia повысила цены на модели Ceed, Ceed SW, K5 и одновременно снизила стоимость популярного седана Rio и хэтчбека Rio X. В линейке Skoda подорожал только кроссовер Kodiaq. А вот японский автогигант Toyota и его премиальный суббренд Lexus подняли цены почти на все модели. В среднем новый автомобиль одного из этих брендов обойдётся на 10-30 тысяч рублей дороже, чем месяц назад, а модели премиум-класса и вовсе подорожали более чем на 50 тысяч рублей. Если раньше кроссовер Lexus RX в базовой конфигурации можно было купить за 3,638 млн рублей, то теперь он стоит минимум 3,761 млн. А цены на «народную» Toyota Camry подскочили до 1,793 млн рублей.

Руководитель пресс-службы аналитического агентства «АВТОСТАТ» Азат Тимерханов подчеркивает, что это не последнее повышение цен в 2021 году. В следующие месяцы автомобили продолжат дорожать. По информации «АВТОСТАТа», компания BMW Group Россия уже объявила о повышении рекомендованных розничных цен почти на весь свой модельный ряд, представленный в России. Удорожание затронет автомобили, произведенные с 1 марта 2021 года. При этом машины, по которым была сделана предоплата и подтверждены клиентские заказы, сохранят прежнюю стоимость. В среднем повышение розничных цен на баварскую марку, которая сейчас является лидером продаж премиум-сегмента в России, составит 3,8%.

Рост цен прежде всего связан с падением рубля, объясняют автодилеры. Из-за курсовой разницы производители продавали машины по заниженной стоимости по сравнению с ценой в долларах и евро, поскольку в прошлом году резко повысить цены в рублях компании не смогли — это отпугнуло бы покупателей. За 2020 год рубль потерял порядка 30% к евро, напомнил Вячеслав Зубарев. «Понятно, что производители не могут работать в убыток долгое время и поэтому продолжится рост цен, чтобы компенсировать убытки прошлого периода», — говорит президент РОАД.

В ближайшие месяцы на стоимость автомобилей может повлиять удорожание металлопродукции, отметили в ассоциации «Объединение автопроизводителей России». В результате в первом квартале 2021 года машины российского производства рискуют повысить ценники на 3–8%.

Повышение утилизационного сбора на 25%, о котором заявил глава Минпромторга России Денис Мантуров, тоже внесет лепту в рост цен на авто. Впрочем, его влияние будет незначительным, считают в РОАД. «Примерно только на 1% от стоимости автомобиля. При этом собранные средства потратят на поддержку рынка и автомобилей, которые производятся на территории России. Это нерадостная новость для любителей иностранных моделей, но идет некое перераспределение», — объясняет Вячеслав Зубарев.

Справка.

Минпромторг России разработал проект постановления правительства, согласно которому базовая ставка на легковые машины вырастет с 20 тыс. до 25 тыс. рублей, тяжелых грузовиков и прицепов — со 150 тыс. до 187,5 тыс. рублей. В ведомстве рассчитывают, что увеличение ставок утильсбора не вызовет роста цен на автомобили российского производства, так как будет компенсировано пропорциональным ростом господдержки отраслевых программ стимулирования спроса. Как говорится в пояснительной записке к проекту, ставка утилизационного сбора в отношении транспортных средств, ввозимых физическими лицами для личного пользования, вне зависимости от объема двигателя, составит не более 4,5 тыс. рублей в отношении новых автомобилей и не более 6,5 тыс. рублей в отношении автомобилей, бывших в употреблении.

Крупнейшие российские автопроизводители, в числе которых АВТОВАЗ, КАМАЗ и «Группа ГАЗ», ранее поддержали повышение ставок утилизационного сбора в качестве меры, которая позволит увеличить объем финансирования программ стимулирования спроса на автомобили российского производства. Речь в первую очередь идет о дополнительном финансировании госпрограмм льготного автокредитования и лизинга, на которые в 2021 году выделено 12,7 млрд рублей. Автоконцерны считают, что источником их допфинансирования могли бы служить средства, вырученные с повышенной ставки утилизационного сбора.

Несмотря на повышение цен, спрос на автомобили продолжит расти, считает большинство опрошенных 73online.ru экспертов. «Спрос растет, при этом существует дефицит моделей автомобилей, так как во время пандемии автопроизводители сократили объемы производства», — говорит бренд-менеджер автосалона «Мотом» Алексей Игонин. Дефицит предложений сохранится до конца первого квартала 2021 года, считает Вячеслав Зубарев. Многие клиенты, которые планировали покупку, еще не приобрели автомобили. Отложенный спрос подогревает рынок.

Поддержат спрос и государственные программы льготного автокредитования, отмечает Вячеслав Зубарев. «При росте цен на первый план для объема продаж выходят государственные программы поддержки, а именно — льготное автокредитование. Ведь предполагается продать почти 100 тысяч автомобилей с поддержкой государства, конечно же, это модели российской сборки стоимостью до полутора миллионов. Следовательно, увидим рост продаж в масс-сегменте», — говорит президент РОАД.

Дополнительные программы льготного автокредитования могут появиться и перед выборами в сентябре 2021 года, предположил владелец сети автосалонов «Авторай» Владимир Набатов. «Не исключено, что партия власти предложит избирателям новые бонусы», — рассуждает он. В отличие от других экспертов, Владимир Набатов дал более осторожный прогноз роста спроса на автомобили в Ульяновске в 2021 году. Впрочем, он тоже не видит предпосылок для снижения интереса ульяновцев к покупке машин по сравнению с прошлым годом.

Цены на автомобили растут уже не первый год, что сделало покупку машины едва ли не инвестицией. Все больше людей рассматривают автомобили как вложение денег, отмечают эксперты. Учитывая динамику цен на машины в 2020 году и прогнозы на 2021 год, у клиентов есть шанс продать подержанные транспортные средства дороже, чем при покупке. «Я сам несколько лет назад продал машину после 2 лет использования по той же цене, что покупал», — поделился Владимир Набатов.

Чтобы выгодно продать подержанное авто, надо учесть множество факторов: модель, пробег, комплектацию и другие, предупреждают эксперты. Несмотря на это, интерес к инвестициям в покупку машины продолжит расти, считают автодилеры. На недвижимость деньги есть не у всех, финансовые инструменты инвестирования сложны в использовании, а банковские ставки по рублевым вкладам продолжают оставаться низкими. По прогнозам РОАД, в 2021 году авторынок в России вырастет на 3 – 5%.