Проезд в ульяновских маршрутках подорожает в ближайшее время до 13 руб. Проект приказа о пересмотре тарифов ответственные чиновники уже составили. Теперь документ находится на согласовании в министерстве экономики Ульяновской области, а затем ляжет на стол губернатору. Повышение стоимости проезда в общественном транспорте – вынужденная мера, уверяют сами перевозчики. Только так, по их мнению, можно спасти отрасль от полного краха и стимулировать владельцев маршрутных такси оказывать услуги более качественно.
Разговоры о возможном повышении стоимости билетов в маршрутных такси ведутся давно. Частные перевозчики требуют от властей отпустить тарифы на перевозку пассажиров в маршрутках или хотя бы увеличить стоимость проезда до 16-17 рублей. А городские власти им в ответ твердят о программе обновления пассажирского транспорта. И все бы хорошо, но в свои права вступает зима, в городе становится холодно, а на остановках в спальных районах по вечерам – жутко: маршрутки практически не ходят.
«Власти боятся социального взрыва, который может последовать за повышением тарифом, но не понимают, что сами этот взрыв и провоцируют, – возмущается председатель Совета объединения частных перевозчиков «Наш город» Виктор Сидоренко. – Власти буквально толкают перевозчиков уходить с маршрутов. А еще выдавать своим работникам «черные» зарплаты, покупать машины «вчерную» и скрывать свои доходы от налоговой службы. 80% оборота ушло в тень, и это еще не предел. Бизнес рушится на глазах».
Похоже, в городской администрации все-таки прислушались к доводам маршрутчиков и дали добро на повышение стоимости проезда. Правда, повысить его собираются только до 13 руб. Соответствующий вопрос сейчас решается на уровне правительства региона, и судьба перевозчиков – в руках губернатора.
Само руководство города в целом признает необходимость повышения тарифов. «Расчеты, представленные руководителями автотранспортных предприятий, индивидуальными предпринимателями, показывают, что прямые производственные затраты на одного пассажира составляют 16,8 руб., - говорит председатель дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта мэрии Константин Иваненко. - Целью пересмотра тарифов является оздоровление экономики отрасли и направление ее новых финансовых возможностей на повышение качества и надежности пассажирских перевозок. Изменение структуры и обновления подвижного состава путем перехода на автобусы средней и большой вместимости. Обеспечение контроля и мониторинга пассажирских перевозок с использованием спутниковых технологий ГЛОНАСС».
Кстати, в Ульяновске в настоящее время расценки на проезд в общественном транспорте – в числе самых низких во всей стране. Для сравнения: москвичи платят 24-25 руб. за поездку в маршрутке, 26 руб. – в метро, самарцы ездят в муниципальных маршрутках за 15 руб., стоимость билета у самарских частников доходит до 18 руб., стоимость проезда в Тольятти – от 13 до 18 руб., в Уфе – от 10 до 20 руб. в зависимости от маршрута, в Калуге – 15 руб.
Из всех названных выше городов самый недорогой билет – в Ульяновске. Несмотря на это, многие эксперты считают любое повышение, даже незначительное, недопустимым в сегодняшней ситуации. «У нас самые низкие зарплаты по стране, у нас очень много нищих. А перевозки пассажиров относятся к социальным услугам, услугам, которые должны быть доступны населению. Потому – мое категорическое «нет», – говорит председатель Федерации отраслевых профсоюзов Ульяновской области Виктор Служивой.
Но даже повышение тарифа на проезд до 13 руб. вряд ли сможет кардинально изменить ситуацию на рынке пассажирских перевозок. Скажем прямо, ничего не изменит. Ведь, кроме прочего, недавно к транспортному налогу федеральные власти недавно прибавили и дополнительные акцизы на нефтепродукты, которые будут расти ежегодно на 1 руб. в течение трех лет, что, несомненно, приведет к удорожанию топлива и увеличению расходов перевозчиков. И сегодняшнее повышение стоимости проезда эту проблему явно не решит.
Текст: Ксения Великанова
Фото: www.uiseti.ru