В средствах массовой информации активно обсуждается судьба «Ленинских горок», амбициозного городского проекта. Почему тот проект закончился так плачевно — тема отдельного разговора. Сегодня «НГ» решила узнать, как идут дела у другого областного проекта — Регионального cпортивного парка «Симбирский». Об этом мы спросили у руководителя группы компаний «Максима-Х», инициатора и основного инвестора строительства, Николая Доронина.

— Николай Петрович, компания «Максима-Х», которой вы руководите, реализует проект создания в Ульяновске Регионального спортивного парка «Симбирский». В народе его чаще называют «Автодром». Скажите, с чего все начиналось?

— Впервые проект был представлен широкой публике в 2005 году. Инициатором была Ульяновская Федерация Автомотоспорта (УФАС). Большую поддержку оказали и Российская автомобильная федерация (РАФ), а также руководство области и муниципалитет. По мере разработки стало очевидно, что проект нельзя ограничивать только рамками автомобильного спорта, нужно дать развитие как можно большему числу активных, экстремальных видов спорта и выделить в особое направление строительство Центра безопасности дорожного движения, ведь эта тема очень актуальна для нашей страны. Именно тогда старое название «Автодром» стало «тесным» и появилось сегодняшнее: Региональный спортивный парк «Симбирский». Сейчас проект строительства Регионального спортивного парка «Симбирский» (РСП «Симбирский») включает в себя: многофункциональный спортивный комплекс «Автодром», в состав которого входят специализированные трассы для технических видов спорта (шоссейно кольцевая трасса для авто— и мотогонок, открытая трасса картинга, крытый картодром, трасса для ралли-кросса); комплекс олимпийских и экстремальных видов спорта — дворец спорта (ВМХ- стадион, роллердром, скейт-парк, скалодром, зал для прыжков на батуте, специализированные трассы для радиоуправляемых автомоделей); а также центр безопасности дорожного движения с федеральным экспериментальным центром «Детский автогород».
Кстати, мастер-план перспективного развития РСП «Симбирский подготовлен немецким сообществом проектировщиков Ingenaix-Masswerk GmbH. У этих архитекторов огромный опыт разработки подобных объектов, и это очень важно, ведь в России таких специфических сооружений не строилось вообще. У нас пока совсем мало навыков — и в том, как это нужно строить, и в том, как эксплуатировать. По-моему, совместными усилиями у нас получился очень перспективный, многообещающий проект, который может принести всему региону существенный социальный эффект — от создания новых рабочих мест до роста налоговых поступлений.

— И все-таки, основным «ядром» проекта является развитие технических видов спорта. Сегодня, когда принято решение о строительстве трассы «Формулы-1» в Сочи, можно сказать, что начиная этот проект, вы предвидели интерес к развитию автоспорта в нашей стране?

— Авто— и мотоспорт, картинг сегодня на пике развития во всем мире. Ведь гонки — это целая индустрия. Строительство гоночной трассы в регионе дает такой же экономический эффект, как создание нового завода. Начиная этот проект, мы опередили сегодняшний интерес руководства России к техническим видам спорта. Думаю, нас ждут позитивные перемены в национальной политике в области автоспорта. И это правильно: во всех развитых странах такие объекты создаются за счет государственных вложений. Строительство трассы для гонок «Формулы-1» — это фактически прорыв в возрождении автоспорта в России, но для его уверенного становления необходимо строительство региональных центров технических видов спорта — картинговых и шоссейно-кольцевых трасс для проведения региональных и всероссийских соревнований по автоспорту. По мнению специалистов, для появления новых российских гонщиков в «Формуле-1» необходимо минимум 15 региональных центров. Хотите видеть россиян на подиуме «больших призов»? Стройте больше гоночных трасс!
Вообще, в настоящее время в Ульяновске сложилась уникальная ситуация для создания первого в России регионального центра технических видов спорта: создано ОАО «Симбирское Кольцо», одним из акционеров которого является Муниципальное образование «город Ульяновск», сформирован земельный участок для строительства, подготовлена в полном объеме проектно-сметная документация. Благодаря поддержке региональных и муниципальных властей уже построена и эксплуатируется открытая трасса картинга, на которой ежегодно проводится около 35 соревнований регионального и всероссийского масштаба, открыта муниципальная школа картинга, где бесплатно занимается более 100 детей — возможно будущих гонщиков «Ф-1».
Кстати, первый российский гонщик «Формулы-1» Виталий Петров начал свой путь к вершинам автоспорта в Ульяновской команде «Максмотор», в составе которой в 2005 году он стал чемпионом России в классе «LADA Revolution».

— Что сегодня происходит на стройплощадке РСП?

— Проект разбит на очереди, две очереди уже сданы. Первый объект введен в эксплуатацию в 2006 году: построены объекты электроснабжения и газоснабжения, введена в эксплуатацию открытая картинговая трасса, считающаяся одной из лучших в Европе. Таким образом, для строительства РСП «Симбирский» в настоящее время создана необходимая начальная база.
1 декабря 2009 года было подписано Распоряжение правительства Российской Федерации № 1846-р об утверждении паспорта регионального инвестиционного проекта «Симбирское кольцо», реализуемого при государственной поддержкеза счет бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда РФ. Согласно этому документу в 2010 году на строительство инженерной инфраструктуры проекта «Симбирское кольцо» было направленно 225 млн. рублей из федерального бюджета и около 100 млн. рублей софинансирования из бюджета муниципального образования «город Ульяновск» — на строительство транспортной инфраструктуры (общегородской автодороги по улице Кузоватовской).
Cуть данного сотрудничества состоит в то, что государство обеспечивает строительство инфраструктурных объектов, необходимых для успешной реализации инвестиционных проектов, прошедших конкурсный отбор (кстати, очень жесткий!), а строительство основных объектов проекта осуществляет инвестор.
На сегодняшний момент сдана первая очередь проекта, открытая трасса спортивного картинга. Также введена в эксплуатацию вторая очередь, детский автогород. В 2010 году мы, как одни из основных инвесторов проекта, вложили в дальнейшее строительство 369,5 млн.рублей и начали реализацию третьей очереди объекта: создание ралли-кроссовой трассы, крытого картодрома, основной подстанции и объектов энергоснабжения комплекса. Кроме того, уже проведены подготовительные работы для начала строительства главного объекта проекта — шоссейно-кольцевой трассы. Сегодня строительство продолжается.

— И параллельно идут соревнования?

— Да, первая очередь проекта — трасса для спортивного картинга — принимает за сезон не менее 35 соревнований различного уровня: Кубок УФАС по картингу, областной чемпионат по ралли-кроссу, Чемпионат России по синхронным гонкам, Чемпионат России по картингу, Кубок главы города по картингу и Кубок Губернатора Ульяновской области, имеющий статус международного соревнования. Причем соревнования проходят круглогодично, зимой заливаем ледовую трассу для картинга. По максимуму используется и грунтовая трасса, здесь тоже круглый год проходят раллийные, синхронные гонки.

— Как вы уже упомянули, в прошлом году завершена вторая очередь строительства: на территории спортпарка открылся федеральный экспериментальный центр «Детский автогород». Вот только почему под вывеской УлГУ?

— Ульяновский государственный университет располагает всеми ресурсами, необходимыми для работы с детьми, с молодежью, для образовательной деятельности. Для того чтобы детский автогород был построен, мы передали участок земли и проектно-сметную документацию, прошедшую госэкспертизу, в федеральную собственность. Передали безвозмездно.
Детский автогород — это основа, важнейшая составная часть будущего Центра безопасности дорожного движения. Работа по его созданию является ярким примером государственно-частного партнерства в рамках реализации данного проекта и вообще первым примером реализации механизмов такого сотрудничество на территории Ульяновской области. Кстати, здесь мы опять же опередили сегодняшний интерес руководства страны к таким эффективным формам сотрудничества бизнеса и государства. Общий объем инвестиций составил 69 млн. руб. из федерального бюджета, более 15 млн. — средства частного инвестора.

— Да, большое всегда начинается с малого. Так в гонки «больших призов» («Формула-1») спортсмены приходят из картинга…

— Именно поэтому мы в 2007 году открыли муниципальный клуб «Картинг». Занятия там бесплатны для всех желающих, с помощью городских и областных властей приобретаем технику и экипировку, а для практических занятий мы отдаем картинговую трассу спортпарка «Симбирский». Тоже бесплатно.


— Кстати, я слышал, что открытие картинговой трассы состоялось в День рождения Владимира Путина. Это так?

— Да, так совпало. Участники первых соревнований даже отправили тему поздравительную телеграмму. Позже наш проект был представлен Путину и получил его одобрение. По его личному указанию, при его поддержке мы получили финансирование за счет бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда РФ, о чем я уже говорил ранее.

— Высокие гости не редко посещают объекты РСП «Симбирский». Прошлой осенью у вас в гостях побывал Борис Грызлов, председатель Госдумы РФ…

— Да, он тоже высоко оценил наш проект и ту его часть, которая уже построена и постоянно работает. В ходе визита было предложено включить реализацию данного проекта в несколько федеральных программ: «Развитие физической культуры и спорта Российской Федерации на 2006-2015 гг.», «Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 гг.» и «Автомобильные дороги».

— На одном изульяновских интернет-сайтов порой звучат претензии к акционерному обществу, реализующим ваш проект, по поводу полученной ими в собственность муниципальной недвижимости…

— Напомню, для реализации проекта было создано ОАО «Симбирское Кольцо», которое сейчас является основным инвестором, за счет собственных средств которого осуществляется строительство основных объектов РСП. МО «г. Ульяновск» вошло в состав акционеров при создании ОАО через передачу обществу ряда объектов. Все доходы от этой недвижимости в настоящее время направляются на строительство РСП. Но надо отметить, что имущество, переданное городом обществу, мягко говоря, было не очень. Практически все переданные объекты либо находились в удручающем состоянии, либо имели серьезны проблемы, которые не могли решить ни муниципальные, ни региональные власти в течении длительного срока….

— Вы имеете в виду гостиницу «Советскую»?

— И не только ее. На расселение семей медицинских и бюджетных работников, проживающих в гостинице «Советская» («временно» заселенных туда еще губернатором Горячевым), было потрачено почти 35 миллионов рублей.
Кроме того, с момента создания обществом постоянно производится ремонт в зданиях и нежилых помещениях, переданных ему городом. Нам пришлось отремонтировать фасады, кровлю, системы ХВС и ГВС, электросети, системы отопления, вентиляции. Проведены работы, связанные с противопожарной безопасностью, отремонтированы шахты лифтов и заменены лифты в здании ЦДБ. Общая сумма ремонта и работ по состоянию на 1 января 2011 года составляет около 90 миллионов рублей. Для того, что бы получать прибыль с объектов, переданных городом и направлять ее на строительство РСП, необходимо улучшать то, что имеешь. А это требует немало затрат.
Одних налогов за 4 года существования обществом было уплачено в бюджеты различного уровня более 50 миллионов. А если посчитать налоги, поступающие в бюджет области и города от проведения мероприятий и соревнований на уже работающей картинговой трассе, сопутствующих предприятий, обслуживающих гонщиков и гостей соревнований, а так же предприятий, участвующих в проектировании и строительстве объектов проекта, то сумма получается вообще впечатляющая.
Я считаю, что именно создание данного акционерного общества является ярким примером эффективного управления муниципальной собственностью! Реализуется социальный проект, появляются новые рабочие места, увеличиваются налоговые поступления.
В последнее время слышу высказывания о каких то виртуальных потерянных бюджетом города деньгах в связи с передачей обществу имущества, что эффективнее было бы управление муниципальной собственностью, если город сдавал бы его в аренду. У меня это вызывает недоумение. Во-первых, повторюсь, реализуется социальный проект, а во вторых, последний пример «эффективного» управления муниципальной собственностью через сдачу его в аренду перед глазами: кинотеатр «Современник» в Железнодорожном районе г. Ульяновска.
Этот объект в настоящее время находится в ужасающем состоянии, а ведь несколько лет назад один из ульяновских бизнесменов Александр Крутов хотел инвестировать в его реконструкцию крупную сумму при условии создания совместного с муниципалитетом ОАО и передачи ему объекта. Больше никаких затрат от города не требовалось. Город мог уже тогда получить обновленный, современный развлекательный комплекс с кинозалами. Ему же было предложено взять объект в аренду, а какой же уважающий себя инвестор будет вкладывать огромные деньги в имущество, которое находится в аренде? Данный объект до настоящего времени так и не сдан в аренду. Теперь муниципальные и областные власти самостоятельно будут вкладывать в его реконструкцию не менее 100 миллионов рублей бюджетных средств, которые можно было бы потратить более эффективно.

— Почему акционерному обществу, реализующему проект РСП «Симбирский», пришлось продать несколько объектов недвижимости, полученной им в собственность?

— Вы правильно подметили, что акционерное общество реализует проект, оно и создавалось в свое время именно для этого. Мы были вынуждены продать несколько объектов. И связано это именно с необходимостью продолжения реализации проекта. Как уже ранее отмечалось, при получении нами бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда РФ, мы взяли на себя определенные обязательства по строительству основных объектов спортивного парка. Спортпарк мы строим, но поступающих от эксплуатации недвижимости средств недостаточно.

— Может ли ваш проект повторить судьбу пресловутых «Ленинских горок»?

— Я вижу сходство с «Горками» лишь в том, что оба проекта реализуются как государственно-частное партнерство. Вопрос в том, насколько эффективен менеджмент и выполняют ли свои обязательства участники проекта.

— Вы хотите сказать, что как инициаторы проекта вы свои обязательства выполнили полностью?

— Именно так. На 1 января 2011 года в реализацию проекта вложено более 800 млн. руб. Если снова вернуться к истории рождения столь амбициозного проекта, стоит отметить, что в 2006 году при участии Ульяновской федерации автомотоспорта, при поддержке Российской автомобильной федерации была разработана Целевая долгосрочная программа «Развитие технических видов спорта на территории МО «г. Ульяновск» на 2005-2010 г.г.» (утверждена решением Ульяновской городской думы №25 от 01.02.2006 г.). По этой программе ее основные исполнители (федерация автомотоспорта, мэрия г. Ульяновска и администрация Ульяновской области) обязались вложить в строительство спортивных объектов РСП «Симбирский» значительные средства: мы — 500 млн. руб., муниципалитет — 200 миллионов в виде имущества, доходы от которого должны были пойти на реализацию проекта. Мы и муниципалитет свои обязательства не то что выполнили, но и даже перевыполнили.
Кроме того, жизнь не стоит на месте, диктует новые условия. Мы существенно расширили рамки проекта, сделали его более востребованным, комплексным, многопрофильным, а во многом даже уникальным для России. Соответственно, увеличилась стоимость строительства. Но если уж строить, то качественно и современно. Мы постарались сделать спортивный парк максимально интересным для всех ульяновцев и гостей города, для людей всех возрастов. На территории спортпарка будут развиваться технические, экстремальные виды спорта, здесь будет создан центр олимпийского резерва, будет работать центр безопасности дорожного движения с детским автогородом. Аналогов этому проекту в нашей стране просто нет! Все это понимают. И все же, несмотря на всю вышеперечисленную господдержку и постоянные обещания федеральных чиновников, финансируется проект в зна чительной мере за счет средств акционерного общества. Их недостаточно для успешной реализации проекта целиком. Поэтому строительство идет не такими высокими темпами, как нам того бы хотелось.

— Какие планы на ближайшее время?

— Сейчас идут работы по строительству третьей очереди. В нее, как мы уже говорили, входит трасса ралли-кросса, крытый картинг (кстати, крупнейший в России — 5000 кв. метров), трансформаторная подстанция и т. д. Строительные работы в спортпарке идут полным ходом. Заложены магистральные сети, завершен монтаж наземной части тоннеля, который будет служить проездом к паддоку шоссейно-кольцевой трассы. Строятся технические здания и сооружения, которые будут обслуживать территорию спортивного парка и другие городские объекты. Если погода позволит, строительство третьей очереди мы завершим в этом году.

«Народная газета»