Не успело общество переварить идею протоиерея Чаплина о введении православного дресс-кода, как Архиерейский собор принял новые модернизационные решения.

Во-первых, Синод разрешил отпевание в церквях самоубийц, во-вторых - теперь священники по собственному желанию, без благословения архиереев, могут баллотироваться в депутаты разных уровней власти. Там у этих парламентариев, среди прочих общих забот, будет и единая сверхзадача: проверять принимаемые законы РФ или субъекта Федерации на соответствие законам библейским - прямо по апостолу Павлу: «… с оружием правды в правой и левой руке». (Второе послание к Коринфянам).

Но в преддверии 2012 года - времени выборов очередного президента России, или конца света, кому как видится, - Церковь пошла еще дальше. Засунув в карман (в лице армавирских священников) наше все - Пушкина, не получив никакого «фэ» от светской власти, попы ХХI века переписали… «Сказку о попе и его работнике Балде». «Поп - толоконный лоб» (что по Далю означает - дурак) превратился в купца: «Кузьма-осталоп по прозвищу Осиновый лоб». Церковь, уверяя, что «высмеивать священников - высмеивать веру православную», в праведном экстазе уже издала на собственные средства четыре тысячи экземпляров «Кузьмы».

Чаплин, будучи секретарем по связям с общественностью Московской патриархии (сейчас - председатель Синодального отдела по взаимодействию церкви и общества), еще в 2001 году заявлял: «Церковь - это сообщество не святых, а кающихся грешников. Нет и не может быть ничего дурного в том, что Церковь занимается производственной и предпринимательской деятельностью. Ведь дело Церкви - не только молиться».

Это так - за многими молитвами можно и важное пропустить: возвращение храмов, если они находятся в региональных центрах и достаточно прилично сохранились; изъятие из музеев икон, картин, драгоценной утвари; приращение земельными участками, в том числе и за рубежом; строительство паломнических (не бесплатных) гостиниц и т.д. и т.д. В стремлении слиться в экстазе с государством Церковь действительно преуспевает. Но вот такого же святого порыва в отношении «сообщества кающихся грешников» я что-то не наблюдаю. В дореволюционной России практически при каждом храме были и богадельни, и приюты для бездомных детей, и бесплатные столовые, и мастерские. Было, между прочим, профессиональное военное духовенство - священники, оставаясь духовными пастырями, испытывали все тяготы службы в мирное и военное время наравне с солдатами.

Думаю, «грешники» сами побегут навстречу Церкви, если будут видеть заботу воочию. И не только такую, как введение в школьное расписание «Основ православной культуры» - предмета, который преподают обычные учителя, не ведающие, почему боярыня Морозова крестится двумя перстами.

Бог, что ли, упредил? Один из аккордов «поэмы экстаза» - выставление раки с мощами апостола Андрея Первозванного в специально построенной часовне в, прости господи, Ленинском мемориале - так и не прозвучал. До кого-то дошло, что Ленин и Церковь - не близнецы-братья…

Текст: Людмила Дуванова, "Ульяновская правда"