Как заставить «коммунальщиков» работать? Что делать, если вам продали некачественный товар? Можно ли наказать рублем недобросовестного продавца? Как грамотно и результативно бороться за свои права потребителям? Обо всем этом рассказывает руководитель ульяновского центра по защите прав потребителей Григорий Калёнов.

Жительница

Григорий Викторович, вопрос о домофонах. У меня есть квартира, в которой я не живу. В этом подъезде установили домофон. От самого аппарата я отказалась: пользоваться некому. Взяла только ключи. В итоге - с меня каждый месяц требуют деньги за обслуживание домофона. За что? За воздух? А за что собирают деньги с других, у кого есть эти аппараты? За установку ведь давно все заплатили! Неужели УК имеет право? Если нет, куда стоит обратиться?

Григорий Калёнов: Уважаемая Жительница, спасибо за вопрос! Некоторое время назад жители многих многоквартирных домов прниняли решение устанавливать домофоны. Домофон - сложное техническое устройство, состоящее из устройства, открывающего и запирающего дверь и переговорного устройства, в том числе и домофонной трубки, устанавливаемой в квартире потребителя. Если жилец, как в вашем случае, отказался от аппарата внутри квартиры, то он пользуется только одним видом услуги домофона - отпирание и запирание двери. Соответственно, за услугу по обслуживанию данного устройства жилец обязан платить. Плата в этом случае должна быть меньше, чем для жильца, у которого в квартире установлена домофонная трубка. Следует отметить, что после установки домофонного оборудования оно переходит в собственность всех жильцов дома, поскольку является общим имуществом многоквартирного дома. Жильцы вправе на общем собрании либо заключить договор на обслуживание с организацией, поставившей домофон, либо поручить выполнение по обслуживанию домофона другой организации, либо возложить обязанность по выбору такой организации на управляющую компанию.

Анастасия

Добрый день! Я живу в муниципальной квартире, на втором этаже. У меня вот-вот упадет балкон. Веду переписку с Домоуправляющей компанией Ленинского района и комитетом ЖКХ мэрии не первый год. В ответ на просьбу отремонтировать балкон или хотя бы прийти и посмотреть получаю отписки. «Ремонт балконов производится за счет собственников, собирайте собственников дома и ремонтируйте». Тот факт, что собственник моей квартиры - г. Ульяновск, игнорируется! Что делать? Неужели на наших чиновников действуют только жалобы в блоге президента???

Григорий Калёнов: Уважаемая Анастасия! Отвечу кратко. Защита нарушенного права осуществляется судом.

Елизавета

Недавно я приобрела в магазине флеш-карту, но дома, спустя несколько дней, выяснилось, что она работает неисправно. К сожалению, упаковку сохранить не удалось. Смогу ли я вернуть или обменять карту при наличии чека?

Григорий Калёнов: Да, Елизавета, можете! Отсутствие упаковки, в случае обнаружения в товаре недостатков, не является препятствием для защиты своего нарушенного права потребителя. Для этого Вам надо обратиться к продавцу с письменной претензией. Претензия пишется в двух экземплярах. Один отдается продавцу. Другой, с отметкой продавца о получении, остается у Вас. Ждете, в зависимости от предъявленного Вами требования - если обмен - 7 дней, если возврат денег – 10 дней. Если Ваши требования в добровольном порядке не удовлетворены и вы уверены, что недостаток возник не по вашей вине, надо обращаться с иском в суд.

Товарисч

У меня тоже проблема с УК! Как правильно организовать работу с ними, чтобы тебя услышали? Устные обращения игнорируют, а на письменные отвечают, только не в тему...

Григорий Калёнов: Здравствуйте Товарисч! Прежде всего, хотелось бы отметь, что Ваши отношения с УК строятся на основании заключенного между вами договора управления. В нем предусмотрены те права и обязанности, которые Вы, как собственник (или квартиросъемщик) должны учитывать при взаимоотношении с управляющей компанией. Кроме того, Ваше взаимодействие с УК регулируется Законом РФ «О защите прав потребителей», которым, в частности, предусмотрено право потребителя на получение информации, касающееся вопросов управления дома, а также Жилищным кодексом РФ, который отдельно жилищные отношения. В случае, если Вы считаете Ваши права нарушены, то можете не только обратиться за защитой в суд, но и сменить управляющую компанию, проведя общее собрание собственников Вашего дома. Случаи смены УК, некачественно оказывающих услуги потребителям в Ульяновске, уже не редки.

Юлия

Григорий Викторович, вопрос такой - правомочна ли мэрия навязывать жильцам оплату установленных счетчиков. Слышал, что на ульяновцев накладывают пожизненный оброк - оплату за квитанции, которые будут присылать на дом. Причем, у кого-то это «информационное обслуживание» выйдет 30, у кого-то 40, а у кого-то 60 рублей. Оказывается, стоимость этой квитанции зависит от количества квадратных метров

Григорий Калёнов: Уважаемая Юлия! Вопрос установки приборов учета в многоквартирных домах в первую очередь находится в компетенции собственников, то есть большинства жителей этих домов. В соответствии с Жилищным кодексом РФ, высшим органом управления жилым домом является общее собрание собственников жилых помещений, то есть нас с вами. Если мы обеспокоены дальнейшей оплатой каких-либо услуг, связанных с теплоснабжением, в том числе за «информационное обслуживание», то мы ставим вопрос о порядке установки счетчиков и дальнейшее их обслуживание на обсуждение жильцов дома. Если собственники не определятся с вопросом установки и обслуживания, то законодатель предусмотрел, что решение об установлении счетчика принимает либо теплоснабжающая организация, либо орган местного самоуправления, а собственники квартир обязаны будут оплатить услуги по установки прибора учета указанным организациям. Данная норма закреплена Федеральным Законом «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности». Вопрос на самом деле очень серьезный. Требует широкого освещения и обсуждения. Могу добавить, что заседаниях комитетов и комиссий Ульяновской Городской Думы этот вопрос неоднократно рассматривался и будет рассматриваться. Полагаю, что собственникам квартир нужно быть чуть поактивнее в обсуждении вопроса об установке приборов учета. От нашего мнения зависит очень многое. Решение принимать нам. Если не примем решение, тогда его примут за нас. Именно примут, а не навяжут.

Вячеслав

Как предъявить претензию фирме, которая бесследно исчезла? Товар оказался некачественным, гарантийный срок не истек, но продавец покинул свое помещение, и я нигде не могу его найти.

Сергей

Григорий Викторович, что делать - приобрел меньше года назад сотовый телефон, он еще на гарантии и возникли проблемы с динамиками, плохой звук, хотел придти в магазин, а этот магазин уже закрыт и следы этой фирмы затерялись. Что делать?

Григорий Калёнов: Уважаемые Вячеслав и Сергей! Ваши действия в данном случае должны быть следующие. В договоре или на кассовом либо товарном чеке должно быть название той организации или индивидуального предпринимателя, который продал Вам некачественный товар. Затем идете в Инспекцию федеральной налоговой службы и пишете заявление с просьбой выдать вам копию выписки их Единого государственного реестра юридических лиц (либо копию выписки их Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей). В ней будет отражен адрес, по которому зарегистрирована интересующая Вас организация. По этому адресу Вы можете направить письменную претензию, либо сразу же обратиться с иском в суд, указав в нем указанный в ЕГРЮЛ (или ЕГРИП) адрес Ответчика. Есть и второй вариант: на сайте Федеральной налоговой службы есть списки всех зарегистрированных организаций (с указанием ИНН, регистрирующего органа и адресом), где Вы сможете найти ту, что интересует именно Вас. Если фирма-продавец исчезла, закон позволяет предъявлять претензии к изготовителю или импортеру товара. В практике «Центра по защите прав потребителей» таких случаев множество.

Записал: Сергей Красильников