О строительстве второго гипермаркета «Ашан» в Новом городе, на пересечении проспектов Авиастроителей и Тюленева, впервые было объявлено на Петербургском экономическом форуме в 2015 году. В отчете по инвестициям за 2016 год, который был опубликован на официальном сайте правительства, уточнялось, что общий объем инвестиций составит 500 миллионов, запланировано создать 200 новых рабочих мест.

Точные сроки открытия не называются, так как французская торговая сеть не комментирует планы по развитию и запрещает это делать другим. Специалист отдела сопровождения корпорации развития Ульяновской области Ксения Торутанова, уважая принципы инвестора, пообещала лишь, что гипермаркет «откроется обязательно». Ранее генеральный директор корпорации Сергей Васин заявил, что такие известные торговые сети, как «Ашан», повышают общую инвестпривлекательность региона, поэтому им занимались в исключительном порядке (в основном корпорация развития сконцентрирована на промышленных проектах).

Пресс-секретарь корпорации развития Ульяновской области Татьяна Фадеева сообщила, что изначально планировалось построить в Ульяновске распределительный центр компании, которая собирается в 2017-м году ускоренными темпами продвигать свою сеть магазинов в Приволжском федеральном округе. Этот проект не сложился, но наш регион показался руководству компании перспективным и они по собственной инициативе решили построить здесь второй гипермаркет.

Это хорошая новость для рядовых покупателей, особенно людей с невысоким доходом: «Ашан» известен своими низкими ценами и огромным ассортиментом. Куда меньше рады представители мелкого и среднего бизнеса Заволжья, особенно те, кто занимаются торговлей продовольствием, – многим из них после открытия гипермаркета, возможно, придется искать другой источник дохода.

Председатель комитета Заксобрания области Василий Гвоздев считает, что волноваться не о чем – перед открытием в Засвияжье крупного строительного магазина «Леруа Мерлен» предприниматели с расположенного рядом строительного рынка, переживая, что их пустят «по миру», писали обращения губернатору с протестами, но ничего страшного не произошло – рынок работает.

– И после открытия первого магазина «Ашан» никто из предпринимателей не жаловался, что разорился. Наш опыт привлечения в регион крупных торговых сетей только положительный: создаются новые рабочие места, увеличивается налоговая база. Конечно, мелкий бизнес теряет в своей рентабельности, но немного. Ведь экономика области растет – повышаются зарплаты, растет покупательная способность населения, а значит, на рынке становится больше места для всех.

Профессор УлГУ, заведующий кафедрой экономического анализа и государственного управления, доктор экономических наук Анатолий Лапин настроен скептически.

– Открытие второго гипермаркета на город с населением 650 тысяч человек в условиях, когда внутренний рынок уже лет 5-6 сжимается по всей стране – проект спорный. Оборот розничной торговли в области в 2015 году упал на 14%, в 2016 – на 7%, с начала этого года – на 2%. «Ашан» в Новом городе крепко ударит по среднему и малому предпринимательству в Заволжском районе, а значит и по налогам в городской бюджет. С другой стороны, «Ашан» будет платить здесь НДФЛ и предоставит региональным производителям продуктов питания возможность для расширения бизнеса… Трудно предсказать, останется ли областная экономика в итоге в плюсе или минусе.

Если для розничной торговли гипермаркеты – грозные конкуренты, то для ульяновских сельхозпроизводителей – заманчивая возможность. Аналитик ГК «ФИНАМ» Алексей Коренев не берется утверждать, что сотрудничество с «Ашаном» позволит мелким и средним региональным производителям показать запредельные темпы роста бизнеса, но оно благоприятно скажется на бизнес-климате в Ульяновской области.

– Тот факт, что торговые сети занимают сейчас более 86% рынка, делает их привлекательными для региональных поставщиков, давая дополнительные стимулы к развитию местного бизнеса и предпринимательства. Растущий поставщик продуктов питания вряд ли может рассчитывать на существенное расширение своего бизнеса без присутствия своей продукции на прилавках крупных торговых сетей.

Однако Коренев напомнил, что взаимоотношения поставщиков и крупных ритейлеров не всегда безоблачны.

– Как и в других торговых сетях, политика по закупкам стандартизована и едина для всех магазинов компании. Однако фактически монопольное положение крупных сетей на рынке продуктов питания позволяет им диктовать свои довольно жесткие правила по условиям входа в бизнес, ценовым требованиям и т.д. «Ашан» традиционно отличался одними из самых жестких закупочных условий по отношению к поставщикам.

В ближайшем будущем компания намерена дополнительно ужесточить эти условия. Как сообщил интернет-портал Retail.ru, все поставщики продовольственных товаров «Ашана» были уведомлены, что с 1 января 2018 года они будут подвергнуты процедуре социального аудита по критериям французского ретейлера. Аудиторы будут проверять, использует ли поставщик детский труд, какова норма рабочего времени и размер его оплаты, безопасность рабочего места. Если «Ашан» что-то не устроит, он прекратит сотрудничество с поставщиком.

Вряд ли такая жесткая политика по отношению к поставщикам позволит многим ульяновским сельхозпредприятиям наладить выгодное сотрудничество с «Ашаном».

Справка 73online.ru:

«Ашан» является одной из ведущих международных торговых сетей, будучи в числе трёх крупнейших ритейлеров в России наравне с «Магнитом» и X5 Retail Group. Сеть включает в себя бренды: «Ашан», «Ашан-Сити», «Ашан-Сад», «Мой Ашан», «Атак», «Наша Радуга» и магазины формата «у дома» («В шаге от Вас» и «Каждый день»).

Максим Кузнецов.

Фото: auchan.ru, zsuo.ru, new.ulsu.ru, realtor24.ru