Поводом для судебного разбирательства послужило то, что региональный Минздрав (социальный блок) не оплатил работу МУП «Ритуальные услуги» – не перевел на счет организации деньги за погребение останков 13-ти человек, относящихся к категории невостребованных и неизвестных (неопознанных тел). Речь идет о так называемых похоронах за госсчет, прошедших еще 14 февраля.

В случае захоронения городской ритуальной службой невостребованного или неопознанного тела организация, компенсирующая расходы на погребение, определяется в зависимости от статуса покойного. Похороны пенсионеров оплачиваются Пенсионным фондом, а похороны граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию, – Фондом социального страхования РФ.

Если же человек на день смерти не подлежал обязательному социальному страхованию (например, не был официально трудоустроен) и при этом не имел статуса пенсионера, то деньги за его погребение ритуальной службе компенсируются из регионального бюджета. Проблемы возникают, когда речь идет о захоронении неопознанных человеческих останков.

– В таких случаях мы чтобы получить положенные нам средства вынуждены сначала писать претензии, а затем подавать иск в суд, – пояснил директор МУП «Ритуальные услуги» Александр Назаров. – При этом хочу подчеркнуть, что к соцзащите и региональному Минздраву у нас никаких претензий нет. Основная проблема здесь в нюансах федерального законодательства. По закону соцзащита может выплатить нам деньги, только если мы предъявим трудовую книжку покойного! А о какой трудовой может идти речь, когда нам даже имя человека не известно? Вот и приходится нам постоянно судиться, так как это единственная возможность решить проблему в рамках правового поля.

По словам начальника отдела развития социальной поддержки регионального Минздрава Александра Адонина, такие ситуации действительно возникают регулярно.

– Мы выплачиваем пособие на погребение неработающим гражданам, не являющимся при этом пенсионерами, – пояснил Александр Алексеевич. –Однако для того, чтобы подтвердить, что умерший действительно был безработным, необходимо получить его трудовую книжку. Соответственно, если человек не опознан, то данного документа у него нет, и мы не можем выдать компенсацию за его погребение в общем порядке. При этом МУП «Ритуальные услуги», имея дело с покойным, чья личность неизвестна, могут также подавать в суд на Пенсионный фонд или Фонд социального страхования. Однако они предпочитают не иметь дел с федеральными фондами и судиться с региональной властью, подавая иски на Минэконом либо на Минздрав.

Тела неизвестных направляются в морг бюро судебно-медицинских экспертиз. Далее полиция проверяет, не фигурирует ли человек с аналогичными приметами в базах разыскиваемых лиц. Эксперты снимают у трупа отпечатки пальцев, определяют его ДНК, а затем сверяют их с дактилоскопической и геномной федеральными базами данных. Неопознанные тела хранятся в морге до 14 дней. Если за этот срок личность человека установить не удалось, то его останки захораниваются за госсчет как неопознанные. При этом информация о покойном и его «генетический код» вносятся в объединенную поисковую федеральную систему генетической идентификации МВД России.

В настоящий момент в специализированных моргах находятся останки 47 человек, чья личность устанавливается сотрудниками полиции. С начала 2017 года в Ульяновской области пропавшими без вести числятся 332 человека и 165 человек – утратившими родственные связи. Под «утратившими родственные связи» понимаются люди, к примеру, переехавшие в другой город и переставшие поддерживать контакт с родными.

Фото: DokOnline

Валерия Казакова