История с «дочкой» автозавода - «УАЗ-Автокомпонент», которая сейчас находится в стадии ликвидации, накануне получила свое продолжение. В здание облправительства пришли сотрудники этого предприятия, которые никак не могут добиться обещанного им перевода на ООО «УАЗ». По словам активистов, автозавод делает все, чтобы не принимать ненужных ему людей – одним отказано по «медицинским» показаниям, другим – со стороны службы безопасности. Бывшие работники завода, которые отдали ему по 20-30 лет жизни, доведены до отчаяния. Они готовы судиться с работодателем – в засвияжский суд уже поступили 20 исков. А также просят помощи у властей. Накануне ульяновский министр промышленности Дмитрий Вавилин пообещал трудоустроить всех до 19 апреля. Однако то, что предложил уазовцам чиновник, вызвало недоумение: министр предложил уволенным восстановиться снова на «УАЗ-Автокомпонент», который будет окончательно закрыт через 3 месяца.

Уволенный сотрудник «УАЗ-Автокомпонент» Юрий, который накануне пришел в здание правительства просить помощи и которого встретил министр Вавилин, рассказывает 73online.ru:

- Я отработал на УАЗе 25 лет. Помню, как в 2011 году нас перевели с основного предприятия на «Автокомпонент». А теперь, спустя 6 лет, нас уволили. 17 февраля я отработал последний день. До конца мая мы будем получать по 2/3 от зарплаты. А дальше окажемся на улице. Изначально нас таких, которым не предложили вернуться на «УАЗ», было около 50 человек. Но некоторые согласились на двойной оклад и ушли сами. Сейчас тех, кто продолжает бороться за свои права, осталось 35 человек. Среди нас есть и такие, кто за много лет работы на производстве заработал инвалидность, профзаболевания. Горбатились, работали, подорвали здоровье, а теперь вот мы никому не нужны!

- Хочу сказать, что нас уволили с большими нарушениями – без комиссии, просто раздали бумажки о сокращении. Профсоюз признал на собрании, что это незаконно, однако руководитель профкома Виктор Бычков сделать ничего не может. Мы по 25 лет отработали на заводе, у нас по трое детей, на нас «висят» кредиты. Идти нам больше некуда!

- Правда, некоторым сотрудникам предложили все-таки оформиться на УАЗ, но не переводом, а трудоустроиться с нуля. Но нужно понимать - за 25 лет работы у нас накопился стаж, категории, доплаты. А сейчас мы будем получать по 12-15 тыс рублей в месяц! Другим предложили пройти испытательный срок на УАЗе. Знакомый рассказывает: работает на предприятии всего неделю, а уже получил одно замечание. То есть, за 15 лет работы к нему не было ни одного нарекания, а тут сразу за неделю работы уже замечание. Если наберется три замечания, то его уволят. Они это делают специально, мы все прекрасно понимаем.

- В трудовой инспекции после нашего обращения заявили, что никаких нарушений на предприятии не обнаружено. В марте мы обратились с исками в суд Засвияжского района – подали около 20 исков. Уже прошли предварительные слушания, 18 апреля состоится первое судебное заседание. Но наши коллеги, которые остались работать, рассказывают, что УАЗ тоже не дремлет и готовится к судам - здесь активно работают юристы. Они уничтожают все документы, как будто нас и не было, понимаете?! Уничтожают расчетные листы по зарплатам и премиям, трудовые договоры, подписи, документацию по технике безопасности.

- Нам много, кто обещал помочь. Очень много разных депутатов - всех и не вспомнишь. Интересно, что в самый первый раз, когда история с «Автокомпонентом» только начиналась, нас собрал заместитель гендиректора Лагунов и заявил: «Я вас всех устрою на зарплату в 40 тыс рублей!» После этого его «сослали» с УАЗа на УМЗ в Нижний Новгород. А обещанных зарплат мы ждем до сих пор.

- Помню, когда мы в первый раз пришли в службу занятости, то нам здесь пообещали помочь. Я тогда спросил: «В регионе 5 тыс безработных, для них работы нет, а вы нам так легко найдете место?». Знаете, какая от них поступила «помощь»? Мы все живет в Засвияжье, а нам начали предлагать работу в Заволжье или в компаниях, которые на грани закрытия. Просто пытались нас хоть куда-то засунуть - и все!

- Вчера, 12 апреля, мы пришли к губернатору. К нам вышел министр промышленности Вавилин и заявил: «Я решу ваш вопрос в течение 3-х дней - до 19 апреля вас всех трудоустроят». Конкретные варианты он не озвучил. Единственное, что он предложил, – вернуться на «УАЗ-Автокомпонент». А сам открыто заявил, что предприятие будет ликвидировано через 3 месяца.

73online.ru попросил руководителя профсоюза Виктора Бычкова прокомментировать ситуацию вокруг оставшихся не у дел сотрудников «УАЗ-Автокомпонент»:

- С момента принятия решения о передаче функций производства автокомпонентов на Ульяновский автомобильный завод в порядке перевода трудоустроено 99% работников ООО «УАЗ-Автокомпонент». 39 работников, в том числе 25 членов профсоюза, направлены в режим простоя. Им были выданы уведомления о предстоящем сокращении, причинами которого являются значительное уменьшение объема поставок и существенный спад заказов на производство автокомпонентов. В плане трудоустройства работников ООО «УАЗ-Автокомпонент» мы продолжаем активно работать с руководством завода и рассмотрели все возможные варианты. При нашем содействии найдено взаимоприемлемое решение по 20 работникам (13 из них – члены профсоюза). Кроме того, двое от предложенных вакансий ООО «УАЗ» отказались. Профсоюз УАЗа поддержит и тех, кто решил обратиться с исками в суд. По нашей информации, подано 20 исковых заявлений, однако уже в ходе предварительных слушаний в рабочем порядке решился вопрос о трудоустройстве двух заявителей. Возможности по трудоустройству имеются. В ООО «УАЗ-Автокомпонент» есть вакансии как рабочих, так и инженерных специальностей.

Кроме того, на самом "УАЗе" опровергают информацию о том, что предприятие "УАЗ-Автокомпонент" будет ликвидировано:

"Сведения о ликвидации ООО «УАЗ-Автокомпонент» не соответствуют действительности. Юридическое лицо действует, в его составе осталось металлургическое производство – чугунолитейный цех. Автокомпонентное производство cоздано в составе ООО «УАЗ». С момента принятия решения о передаче функций на Ульяновский автомобильный завод переведено 2521 человек из работающих 2603. Всего на сегодняшний день не трудоустроено в порядке перевода 82 человека, из которых 29 сотрудников находятся в отпуске по уходу за ребенком или в отпуске по беременности и родам, 13 находятся на больничном, и им от ООО «УАЗ» выданы гарантийные письма, свидетельствующие о том, что после выхода из больничного и прохождения предварительного медицинского осмотра их с сохранением функции и уровня заработной платы примут в порядке перевода в ООО «УАЗ». Таким образом, будет трудоустроено 99% работников ООО «УАЗ-Автокомпонент». Для 40 работников подготовлены уведомления о предстоящем сокращении в связи со значительным уменьшением объема поставок контрагентам и существенным спадом заказов на производство автокомпонентов. Согласно ТК РФ высвобождаемым работникам предложены вакансии в ООО «УАЗ-Автокомпонент», кроме того на рассмотрение будут предложены вакансии службы занятости населения региона, а также в конкурентном порядке работники будут рассмотрены на замещение вакантных должностей в ООО «УАЗ». Ульяновский автомобильный завод максимально заинтересован в трудоустройстве высвобождаемого персонала и готов решать любые вопросы в прямом диалоге с попавшими под сокращение сотрудниками. Вместе с тем, вызывает сожаление тот факт, что политики, имеющие возможность на федеральном уровне способствовать реализации программ поддержки автопрома, и в том числе увеличению госзаказов и производственной загрузки УАЗа и УАЗ-Автокомпонента, а значит и росту занятости, предпочитают заниматься не конкретными делами, а популистскими акциями и поддержкой личного рейтинга".

Дарья Косаринова

Фото: Айрат Гибатдинов