Национальное бюро кредитных историй обнародовало данные по выдаче кредитов на разные цели в 2016 году. Согласно им Ульяновская область вошла в число регионов, в которых зафиксирован значительный рост средней суммы выданных автокредитов.

Средний размер кредита на покупку машины в 2016 году увеличился на 82,5 тыс рублей и составил 657 тыс рублей. Лидеры по росту объемов выданных займов на покупку автомобилей — Владимирская (22,9%), Ульяновская (20,2%) и Новосибирская области (19,9%), свидетельствуют данные Национального бюро кредитных историй (НБКИ).

Россияне в этих регионах покупали автомобили в диапазоне от 570 тыс до 700 тыс рублей.

При этом в Москве и Московской области показатели не так сильно увеличились. Здесь средний размер выданных автокредитов вырос почти на 11%, до 952 тыс рублей, и почти на 15%, до 803 тыс рублей, соответственно.

А вот самые низкие показатели роста среднего размера автокредита были зафиксированы в Красноярском крае (+6,4%), в Ханты-Мансийском автономном округе (+7,7%) и Воронежской области (+8%).

Рост среднего размера автокредитов вызван не инфляцией, а сменой кредитной политики, считают в НБКИ. Банки стараются кредитовать проверенных заемщиков с высоким уровнем доходов, отсеивая граждан с «плохой» кредитной историей, поясняет гендиректор НБКИ Александр Викулин. Таким заемщикам банки готовы давать займы на более дорогие модели автомобилей.

Пока что общий объем выданных автокредитов на 1 января этого года составляет 1,02 трлн руб. Он сократился за прошлый год на 6,5% (или 70 млрд руб.). Но если сравнивать с 2015 годом, то оживление на рынке заметное. Так, по сравнению с 2015-м выдача автокредитов увеличилась на 14%. В общей сложности в прошлом году россияне взяли 552,4 тысячи займов на покупку автомобилей.

«Доля автокредитов в структуре авторынка в прошлом году достигла 44%», — прокомментировал ситуацию директор по маркетингу НБКИ Алексей Волков. При этом эксперт говорит, что большую поддержку рынку оказала госпрограмма поддержки автокредитования (дает возможность по сниженной ставке приобрести автомобиль стоимостью до 1,15 млн руб.). Программа продлена на 2017 год.

«В целом в 2017 году рост рынка автокредитования составит порядка 5%, впервые за последние три года. Он будет формироваться не только за счет расширения программы субсидирования и восстановления продаж новых автомобилей, но и за счет активного развития кредитования в сегменте автомобилей с пробегом», — прогнозирует директор департамента автобизнеса ВТБ 24 Алексей Токарев.

В отличие от автокредитования другой важный кредитный продукт для россиян — ипотеку — российские власти решили не поддерживать в 2017 году, отменив программу субсидирования ставки. В прошлом году российские банки выдали 478,7 тыс жилищных кредитов на общую сумму 852,7 млрд рублей, сообщал министр финансов Антон Силуанов в конце прошлого года. Это позволило чиновникам заговорить чуть ли не о возрождении ипотечного рынка.

Сейчас банкиры оптимистично заявляют, что возрождение ипотечного рынка продолжится и без госпрограммы.

«Уже в 2017 году при условии отсутствия внешних факторов, сохранении тренда на снижение инфляции и снижении ключевой ставки объем выдачи жилищных кредитов в стране приблизится к историческому максимуму в 1,8 трлн руб.

В дальнейшем рынок ипотеки продолжит рост на уровне 10–15%», — прокомментировали в ВТБ 24.

По прогнозу Frank Research Group, в 2017 году рынок розничного кредитования увеличится не так значительно. Так, выдача автокредитов вырастет на 5%, а ипотеки — на 8%.

Однако финансовый омбудсмен Павел Медведев считает, что нынешнее оживление как на рынке автокредитования, так и ипотеки не является показательным.

«Ко мне, как к омбудсмену, часто обращаются за помощью различные категории заемщиков, трагедий среди ипотечников, конечно, больше, чем среди тех, кто берет автокредиты. Но и эти заемщики часто льют слезы и просят о помощи с выплатой по кредиту. В целом я не прогнозирую серьезное оживление ни рынка ипотеки, ни рынка автокредитования. Нельзя сказать, что ситуация в экономике благоприятная и что население побежит брать кредиты. Если автокредиты еще более-менее доступны россиянам, то ипотека — нет, и незначительное снижение ставки на жилищные кредиты ситуацию не исправит», — резюмирует Павел Медведев.