На этой неделе стали ясны масштабы реформы бюджетных СМИ Ульяновской области, которые были анонсированы заместителем губернатора Александром Чепухиным. Как оказалось, основной месседж реформы - это отказ от дорогостоящих печатных вариантов «Ульяновской правды» и «Народной газеты» в пользу их интернет-версий. В интервью для 73online.ru Александр Чепухин заявил, что основная цель проводимой работы не экономия бюджетных средств, а их перераспределение в пользу более перспективных форм подачи информации в СМИ. По сути, высвобожденные деньги будут перенаправлены на интернет-продвижение сайтов областных средств массовой информации и на создание интернет-телевидения.

- Александр Викторович, какова истинная причина реформы областных бюджетных СМИ? Их неэффективность с точки зрения возлагаемых на них задач и неоправданно высокие затраты? К каким числовым показателям экономии бюджетных средств правительство Ульяновской области хочет прийти, реализуя задуманную реформу?

- Управление любыми ресурсами – гибкий процесс, а уж информационными – подавно. Жизнь постоянно изменяется, подбрасывает нам новые возможности, новые направления движения, и если не пользоваться ими – окажешься за бортом. Поэтому реформы необходимы.

Вы помните, когда были фотоаппараты с пленками? Можно было бы и до сих пор ими пользоваться. Но почему-то никто ими уже не пользуется. И кто завоевал рынок? – Кто первый перешел к цифровым фотоаппаратам. Помните, сколько было салонов «Кодак» в Ульяновске? И где они сейчас?! Так вот и мы не хотим оказаться в такой же ситуации с региональными СМИ, в которой оказался «Кодак» и компания «Нокиа», когда пришел «гаджет». Мы не хотим оказаться в той ситуации, в которой когда-то оказались производители виниловых пластинок. Мир меняется, поэтому нужно идти в ногу со временем и принимать соответствующие решения.

В настоящее время главной проблемой имеющихся ресурсов я вижу то, что производимый нашими СМИ контент не доходит до потребителя, именно эту проблему мы и пытаемся в первую очередь решить. Вторая задача - в условиях ограниченности финансов необходимо максимально эффективно их использовать. К примеру, стоимость полиграфических услуг сегодня такова, что выпускать бумажную версию регионального законодательства (чем по большому счету сегодня является «Ульяновская правда») очень дорого, поэтому мы сегодня пытаемся решить вопрос ухода от официального опубликования нормативных актов в газете и доставки данного контента до потребителей через другие источники. А освободившиеся ресурсы как раз и направить на создание уникального, интересного потребителям творческого контента. Так что я бы говорил скорее не о количественных, а о качественных итогах реформы.

- Это ведь не первая попытка реформировать бюджетные СМИ. Я помню, как несколько лет назад из «Ульяновской правды» пытались сделать «Российскую газету». А до этого из «Народной» что-то типа «Экспресс-газеты». Все помнят тот легендарный тираж про «слоников»… Как Вы полагаете, почему прежние попытки изменить региональные СМИ удались не в полной мере? И что наделяет Вас уверенностью в том, что сегодняшний эксперимент будет более успешным?

- Почему не удались? Не помню историю «о слониках», но из «Ульяновской правды» (речь о тех выпусках, которые не заполнены публикацией документов) вполне удалось сделать деловую газету. Здесь собрался коллектив грамотных журналистов, способных наполнить газету уникальными текстами, аналитикой и инфографикой… Другой вопрос, что основной потребитель такого контента сегодня уже в интернете, поэтому бумажная версия практически не востребована. Поэтому мы и не планируем (как тут некоторые сочиняют) «разгонять» журналистский коллектив. Наша задача - тот уникальный контент, который производят наши коллеги, доставить потребителю, которому он нужен и доставить такими средствами, которые соответствуют требованиям современного делового человека. Для этого потребуется немало, в том числе, и чисто технической работы – необходимо полностью модернизировать портал, создать приложения на базе ведущих интернет – платформ, мобильных операционных систем, да просто техникой журналистов обеспечить. Никто не даст нам из бюджета дополнительных средств на это, мы будем делать реформу за счет внутренних ресурсов, в этом суть экономии. Наша задача не продлевать стагнацию, существуя кое-как, проедая ограниченные финансовые ресурсы, а развиваться, выходить на новые площадки, напрямую общаться с читателями – на форумах, которые будут организованы в рамках порталов, в соцсетях в группах наших ресурсов. Бумажные версии изданий не дают такой возможности, а денег «съедают» много.

- Теперь вопросы по конкретным объектам реформирования. «Ульяновская правда» как газета перестанет существовать. Останется ее сетевой вариант «для опубликования нормативных правовых актов Ульяновской области». То есть, сам бренд УП как периодическое издание (специализирующееся на новостном контенте) канет в Лету? Какое же СМИ в дальнейшем возьмет на себя официальную функцию "рупора" ульяновской власти?

- Устал слушать про «смерть» «Ульяновской правды». Не планируется никакого закрытия газеты. Напротив, именно бренд «Ульяновской правды» как новостного, делового издания мы и намерены сохранить и продвигать. Уже сегодня портал «Улправда» - один из ведущих игроков ульяновского новостного рынка. Сетевое издание для официального опубликования нормативных актов документов тоже будет – и работать с ним читателю будет намного удобнее и эффективнее, ведь уже давно мы ищем законы в правовых системах, а не толстых сборниках законодательства, которые устаревают, пока их везут из типографии до книжного магазина. В каком именно формате будет работать этот сайт, мы прорабатываем с правовиками. Но главная задача – к столетию старейшей ульяновской газеты вывести в информационное поле современнейшее издание, дополнив его видеоконтентом, прямыми трансляциями, реализующее не только политические форматы, но и просветительские передачи, объединяющее, если хотите, творческие силы региона – краеведов, литераторов, культурологов, педагогов и пр… Мы хотим создать при «Улправде» молодежную редакцию, хотим объединить под брендом «Ульяновской правды» студенческие и школьные студии региона, дать возможность молодежи пробовать свои силы в эфире, как Вы верно заметили, главного рупора региона.

Задумок много, все в одном интервью не расскажешь. Но уж точно ни в одном из наших предложений не значится «убийство» «Ульяновской правды». Мы хотим, чтобы наша газета стала по-настоящему любима и узнаваема жителями региона всех возрастов, а не только теми, кто сегодня вспоминает: «мои мама и папа ее выписывали. Сам то я ее сто лет не читал». Уверен, мы сможем создать контент, который заинтересует самые разные слои населения.

- Таким образом, «Ульяновская правда» продолжит свое существование как интернет-СМИ. На Ваш взгляд, это будет оправдано? Поясню: аудитория УП - специфическая. 80% читателей – это люди, отдаленно знакомые с интернетом, в том числе, и по причине того, что проживают в глубинке… Получается, электронная версия газеты теряет эту аудиторию, которая раньше составляла основное читательское ядро газеты. Уже сейчас, судя по новостному наполнению сайта УП (множество фрик-новостей, рассчитанных на интернет-аудиторию, типа «люди из села в какой-то там области три дня пили воду, в которой лежал труп»), очевидно, что интернет-версия газеты ищет для себя новую аудиторию. А что будет со старой – той самой из глубинки? Она больше не интересна правительству? Она выпадет из вашего поля зрения?

- С оценкой аудитории сегодняшней «Ульяновской правды» я бы не согласился. Если посмотреть на качественный состав подписчиков (800 экземпляров), то в основном это – юрлица, которые выписывают газету ради документов и будут рады получать их через пдф-версию. Даже по ареалу распространения – это, в основном, город Ульяновск. О какой глубинке вы говорите? Как я уже говорил, наша задача как раз доставить деловой контент, которым сегодня славится «Ульяновская правда», к основному потребителю, который читает сегодня интернет. Что касается различных заманух в соцсетях – к сожалению, таков сегодня основной запрос читателей, и Улправда для раскрутки своего сайта пользуется ровно теми же приемами, что и все остальные игроки, но разница в том, что параллельно коллектив создает уникальный контент, которого нет ни у одного другого ульяновского издания, уж извините – и деловые новости, и крупные аналитические материалы, и инфографику, которая позволяет в доступной форме донести до читателя непростые вещи и замечательные краеведческие материалы. Да, государственные СМИ работают в том же самом информационном поле и с теми же самыми читателями, что и другие СМИ. Да, к сожалению, сегодня огромный пласт читательской аудитории ориентирован на «жареные новости». Но, в отличие от множества других СМИ, мы намерены растить нового потребителя информационных услуг, подбрасывать ему «вкусные» информационные вещи, требующие работы ума. В этом наша задача.

- В этапе реформирования «Народной газеты» предполагается, что она превратится во вкладыш, ориентировочно, к газете бесплатных объявлений «Мозаика» и районным газетам. В самом вкладыше будут публиковаться нормативно-правовые акты. То есть, "Народная газета" как печатное СМИ тоже исчезнет?

- «Народная газета» так же не будет закрываться. В бесплатной версии и во вкладках в районках будут выходить самые важные и интересные материалы газеты (дайжест) – только и всего. Кстати, сегодня мы обсуждаем, что возможно, это будет все-таки не «Народная», а «УП», чтоб и бумажный формат старейшей газеты сохранить, так он и до глубинки дойдет. А само издание продолжит свое существование в полной версии. Единственное, от чего мы планируем отказаться, – от кустовых версий «Народки». Этот эксперимент мы считаем неудачным. Все остальное – вольная интерпретация тех, кто не в курсе реальных планов.

- Уже звучат предположения о том, что система «вкладок» в «Мозаику» очень выгодна, прежде всего, владельцу холдинга. Действительно ли, областная казна сможет значительно выиграть, перейдя на такую форму работы? О какой экономии может идти речь?

- «Мозаика» в рабочем документе звучит лишь как наиболее вероятный партнер, возможно, в результате различных тендеров этим изданием окажется любое другое СМИ. Все остальные аспекты, я уже подробно прокомментировал в предыдущем вопросе.

- Насколько сократится штат объединенной редакции областных СМИ?

- Мы тщательно просчитываем этот вопрос. Речь идет не столько о сокращении людей, сколько о перераспределении ресурсов с печатных версий на электронные версии издания.

-Еще одно направление реформы региональных бюджетных СМИ – создание совместного интернет-телевидения (между «Улправдой» и «Репортером 73»). Вы считаете, что данный продукт будет успешным? Очевидно, аудитория этих каналов вещания в интернете очень не велика и на значительное ее увеличение не приходится рассчитывать. Вряд ли продукт, который выпускает «Улправда» и «Репортер 73», соответствует интересам массовой интернет-аудитории. По сути, это будет очень локальный продукт с очень ограниченным трафиком. Не думали ли Вы о создании областного канала с полноценным телевещанием? Как-то Эрнест Старателев, который стоял у истоков создания в Ульяновске «Репортера», заявил, что местному правительству нужно остановить финансирование ненужных газет и интернет-сайтов и все средства направить на создания нормального полноценного ТВ-вещания. Это будет эффективнее – власть получит доступ к массовой аудитории и способ влиять на нее. И будет, якобы, это не так дорого, как представляется. Как Вам идея?

- Во-первых, телеканал «Репортер 73» и «Улправда» - это не единый интернет-проект. «Репортер73», как и ранее будет делать упор на традиционные способы доставки ТВ-сигнала – кабельные операторы, сотовые сети. Возможно, будет обсуждаться возможность вхождения этого канала в эфир там, где он еще сохранился – Димитровград, Инза, Новоспасское и пр… Кстати, за год существования, «Репортер 73» уже завоевал серьезную аудиторию в этих средах, которая может быть нам с вами как потребителям, прежде всего интернет-контента, не очень видна и понятна, но согласно данным операторов вполне устойчива и имеет тенденцию к развитию. «Улправда» займется развитием именно интернет-контента, поскольку, как вы верно заметили, потребители интернет-телевидения и традиционного ТВ имеют разные предпочтения. Формат их сотрудничества – это обмен тем контентом, который будет востребован и теми и другими аудиториями. «Улправда» не будет создавать ТВ как таковое. Это будет насыщение ТВ-контентом того материала, который будут производить журналисты.

Что касается создания полноценного ТВ – то для реализации такого грандиозного проекта нам придется остановить финансирование не только бумажных версий всех государственных изданий, но и поддержку районок, частных газет и порталов, прекратить выпуск «Мономаха», «Чемпиона», «Симбирска», «Симбика». По крайней мере, наше общение с руководителями подобных СМИ в регионах, оценка их финансирования и наших возможностей, говорит именно об этом. Я считаю такой вариант сегодня нецелесообразным. Давайте, все же, исходить из имеющихся реалий.

- Что будет с районными СМИ? Я слышала, что часть из них Вы предложите взять на содержание бизнесу, которому будете выдавать гранты на это?

- Никаких изменений в отношении районок, кроме дополнительного финансирования (правда, не очень значительного), мы не планируем. Напротив, нас заботят те муниципальные образования, в которых сегодня нет районных газет либо их тираж мал. Мы прекрасно понимаем, что в отдаленных населенных пунктах пока у нас нет альтернативы этим изданиям. Надеюсь, наши районные издания и дальше будут нас радовать стабильными тиражами и любовью к ним своих читателей.

Что касается грантов, то мы рассматриваем сегодня возможность передачи средств на производство национальных газет национальным автономиям. Как нам кажется, это будет более эффективно – кому как не руководству автономий знать, что нужно потребителям национальных изданий. Но, опять же, этот вопрос пока дискуссионный.

- Что должно стать итогом проведенной Вами реформы бюджетных СМИ? К каким качественным и количественным показателям Вы придете? Что изменится в формировании информационной повестки дня региона, как изменятся взаимоотношения власти и частных СМИ?

- Данная реформа не подразумевает вторжения в сформированные отношения с частными СМИ. Здесь есть свои новшества, но они не предмет этого разговора. О едином итоге нынешней реформы говорить тоже не приходится. В рамках нее мы надеемся решить несколько задач: сохранить старых и завоевать новых потребителей нашей информации; улучшить диалог с населением посредством более оперативной доставки наших новостей до людей и получения более оперативного их отклика на наши действия; хотя бы частично закрыть провалы по доставке нашего информационного сигнала на местах (ни для кого не секрет, что часть жителей региона не получают ни сигнала ТВ, ни газет, у них нет широкополосного интернета и информацию о жизни региона черпать им просто негде); сформировать кадровый резерв ульяновской журналистики, заняться качественным продвижением важнейших государственных тем в информационном пространстве – от вопросов демографии и ЗОЖ до патриотизма (никто, кроме государственных изданий никогда не будет этим заниматься), и начать формирование нового потребителя, которому будет важен и интересен «умный продукт», а не только «желтуха» и трупы. Наверное, это слишком амбициозно, но если когда то не начать заниматься государственной политикой в СМИ, можно навсегда остаться у разбитого корыта.

Вера Васина