В январе текущего года на страницах рубрики “Человек и Закон” столичной “Экспресс-газеты” вышел материал “Серийный охотник за маленькими девочками”. Журналисты поведали читателям жуткую историю о том, как на протяжении 20 лет в Ульяновске орудовал самый настоящий маньяк-извращенец, жертвами которого стали несовершеннолетние девочки, отдыхавшие в детском лагере им. А. Матросова?? Кому было выгодно замалчивание преступлений?
“На защиту Ульяновска от маньяка пришлось встать лично главе Следственного комитета РФ Александру Бастрыкину. Весь город сейчас пересказывает невероятные истории о некоем присланном из Москвы суперследователе, якобы специалисте по маньякам вроде Родиона Мглина, которого в сериале «Метод» сыграл Константин Хабенский. Кем бы он ни был, но ему действительно удалось совершить, казалось бы, невозможное. За пару недель поймать мерзавца, безнаказанно насилующего девочек аж с 1994 года” – писал в январе портал “Экспресс-газета”.
Как "искали" и нашли маньяка
Столичные журналисты правы: местными силами изловить маньяка не удалось. Несмотря на то, что он беспечно оставлял на месте преступления все необходимые для поимки следы – так называемые “биологические материалы”. Шли годы, менялись губернаторы и мэры, появился Следственный комитет, возглавил его небезызвестный генерал Евдокимов, федеральный Следком снабдил его ведомство самым современным криминалистическим оборудованием, но маньяк продолжал гулять на свободе, а уголовные дела по преступлениям в лагере им. Матросова регулярно закрывались. Впрочем, как и многие другие. Росло и число легендарных “евдокимовских” висяков – нераскрытых громких убийств. Понятно, что вечно такое положение дел существовать не могло, и в местном Следственном комитете наконец-то грянул гром, после которого можно было уже не креститься. Глава Следственного комитета РФ Александр Бастрыкин направил в регион одну за другой масштабные проверки, а заодно и опытных следователей, о которых пишет “Экпересс-газета”. В считанные дни они провели расследование и нашли подонка.
Почему молчат?
Но вот что интересно: в городе пойман один из самых зловещих преступников, а общественность и СМИ остались удивительно равнодушными к такому важному событию. Понятно, что ведомство Евдокимова могло скрывать от жителей региона серийного педофила за сухими цифрами отчетности. Но о “своей” победе заместитель Евдокимова г-н Киреев все-таки бодро отчитался в эфире ГТРК “Волга”, скромно умолчав, конечно, что это была победа важняков, присланных Александром Бастрыкиным. А в ответ… Тишина… Почему?
Похоже, за мрачной историей с изнасилованием детей в лагере им. Матросова скрыта ещё какая-то тайна. Попробуем обратиться к материалам, которые опубликовали в “Экспресс-газете” (имена и фамилии жертв изменены): “…изучение уголовного дела № Х показало следующее. В ночь с 27 на 28 июля 2008 года в лесном массиве недалеко от детского оздоровительного лагеря им. А. Матросова, расположенного в поселке ст. Охотничья Ульяновского района Ульяновской области, неустановленное лицо совершило изнасилование и насильственные действия сексуального характера в отношении 11-летней девочки. Изнасилование малолетней носило крайне циничный и дерзкий характер. Нападавший проник на территорию детского оздоровительного лагеря, затем перелез через балкон, проник в комнату, где спала девочка, схватил ее и на себе перенес за пределы лагеря, отойдя в сторону, совершил ее изнасилование и насильственные действия сексуального характера”. “Кроме того, практически сразу в ходе допросов свидетелей и сотрудников детского оздоровительного лагеря стало известно об аналогичном случае совершения насильственных действий сексуального характера в отношении 9-летней девочки, произошедшем ранее в ночь с 25 на 26 июня 2008 года, за месяц до предыдущего нападения”.
Выводы, к которым пришли проверявшие ведомство Евдокимова офицеры Центрального аппарата Следственного комитета РФ, однозначны: “Девочка смогла запомнить внешность нападавшего, достаточно подробно ее описала, указала, что видела автомашину, на которой скрылся преступник. У нее была изъята одежда, на которой обнаружена слюна преступника (имеется его ДНК). Однако расследование данного преступления осуществлялось формально и на низком профессиональном уровне”. “Несмотря на факт совершения особо тяжкого преступления в отношении малолетней, очевидную схожесть «почерка» преступника, в возбуждении уголовного дела сотрудниками Ульяновского МСО СУ СК РФ по Ульяновской области было отказано по надуманным основаниям. В материалах контрольного производства имеется оригинал рапорта, подписанного старшим следователем-криминалистом отдела криминалистики В.Л. Акатовым, заместителем руководителя отдела криминалистики А.В. Топорковым и первым заместителем руководителя следственного управления А.В. Киреевым, на имя руководителя следственного управления А.М. Евдокимова. В рапорте указанными сотрудниками сообщается о факте совершения преступления в отношении девочки и указывается, что последняя прямо указала на М. как на лицо, совершившее преступление. В этом же рапорте указано, что местонахождение М. не установлено, поскольку последний после доставления его для опроса с использованием полиграфа скрылся. Однако, несмотря на то, что руководству следственного управления было известно о факте совершения насильственных действий сексуального характера в отношении малолетней девочки, незаконное решение об отказе в возбуждении уголовного дела не отменялось, уголовное дело до настоящего времени не возбуждено». В объективности выводов и оценок бездействия местного Следком сомневаться не приходится.
Кто виноват?
Следователи из Москвы не только разобрались с нерадивыми подчиненными, они нашли преступника. Но вопрос о том, как маньяк мог так спокойно разгуливать по детскому лагерю, остается без ответа? Кому кроме этого самого маньяка были предоставлены дети? Где была охрана, что делала администрация? Какими должны быть санкции в отношении, например, директора лагеря за то, что прямо среди ночи маньяк выносит спящего ребенка из корпуса и зверски насилует буквально за углом? Оказывается, директор детского лагеря Мария Семыкина спокойно проработала в своей должности еще семь лет. Только в прошлом году она покинула свою должность, но, несмотря на пенсионный возраст, на покой не спешит. Ныне ветеран труда возглавляет профком МУП «Ульяновскэлектротранса». Нам удалось с ней поговорить.
Мария Семыкина - бывший директор детского лагеря,
в котором насиловали детей, считает себя хорошим работником
– Мария Федоровна, в 2008 году вы возглавляли детский оздоровительный лагерь имени Александра Матросова?
– Да, конечно. Я только в прошлом году оставила свой пост директора, а до этого всегда с детьми.
– Вы помните 8 июля 2008 года, тогда ночью у вас изнасиловали 11-летнюю девочку?
– Я не люблю об этом вспоминать. И зачем ворошить прошлое, людей пугать. Был случай, много милиции приезжало, девочка была в ужасном состоянии. Родители в шоке были. Все были в растерянности.
– И полиция?
– Я не люблю это вспоминать.
– Почему вас после этого кошмарного случая не уволили?
– Потому что ко мне не было претензий. И я хороший работник. И сейчас меня ценят на предприятии.
Похоже, что не только следователи были заинтересованы в том, чтобы не выносить сор из избы. Руководство крупного муниципального предприятия “Ульяновскэлектротранс” и его профсоюзной организации, видимо, не горели желанием обнаружить историю о серийном маньяке из ведомственного детского лагеря на страницах прессы. Это повредило бы и репутации предприятия, и профсоюза, ну и, конечно, ударило бы по лагерной кассе. Кто станет покупать путевки своему ребенку, зная, что в лагере 20 лет подряд орудует педофил? Почему маньяк насиловал, а директор молчала “в тряпочку” и продолжала работать? И судя по тому, как годами развлекался с девочками из лагеря этот подонок, никто и пальцем не пошевелил, чтобы организовать грамотную охрану детского отдыха? Такой у них с лагерным начальством получился странный “профсоюз”. Лагерь и сегодня находится в ведении Ульяновской территориальной организации Общероссийского профессионального союза работников жизнеобеспечения и лично её руководителя Шуппер Галины Петровны. Любопытно, что Галина Петровна была в числе того удивительного начальства, которое так ценило прежнего директора лагеря Марию Федоровну Семыкину.
Очевидно, что ответственность за “молчание ягнят”, в которое загнали не только пострадавших детей и их родителей, но и всех детей, отдыхавших в последние годы в лагере им. Матросова, лежит на руководстве “Ульяновскэлектротранса”, Ульяновской территориальной организации Общероссийского профессионального союза работников жизнеобеспечения и Федерации профсоюзов Ульяновской области. Имена людей, чья отнесенность уже очевидна, известны – это мелкий профсоюзный босс Мария Семыкина и более крупный профсоюзный босс Галина Шуппер. Мера их ответственности за то, что одни дети стали жертвами насилия, а другие подвергались опасности быть изнасилованными, может быть разной. Но в любом случае хотелось бы познакомиться по этому поводу с позицией вышестоящих руководителей. Поэтому предлагаем считать эту публикацию официальным запросом Председателю Общероссийского профсоюза работников жизнеобеспечения А.Д. Василевскому и Председателю Областного союза “Федерация профсоюзов Ульяновской области” А.А. Васильеву.
Павел Знаменский