В понедельник в ходе аппаратного совещания в правительстве Сергей Морозов заявил о своем желании ввести закон на запрет продажи алкоголя лицам, младше 21 года. 73online.ru опросил ритейлеров и производителей алкогольной продукции в Ульяновске, чтобы выяснить, как подобная инициатива отразится на экономическом состоянии их предприятий.

В начале 2015 года Общественная палата РФ предложила регионам пойти на эксперимент и запретить у себя продажу любого алкоголя (от коктейлей и пива до водки) лицам, не достигшим 21 года. Результаты эксперимента позволили бы законодателям решить, стоит ли распространять эту инициативу на всю Россию. Из 85 субъектов РФ на призыв общественников откликнулись только семь. Ульяновской области среди "активистов" не было. Тогда инициативу Общественной палаты поддержали в республике Крым, Чечне, Тульской области, Ямало-Ненецком автономном округе, Хабаровском, Ставропольском и Камчатском краях.

И вот спустя полгода губернатор Сергей Морозов вышел с инициативой присоединиться к «алкогольному эксперименту». То есть запретить на территории региона продажу любой спиртосодержащей продукции лицам моложе 21 года.

Опрошенные нами торговые сети «Гулливер», «Магнит», «Лента», «Ашан» в официальных комментариях для 73online.ru ответили, что будут осуществлять свою деятельность в рамках действующей нормативной базы. И если в регионе будет принят закон о запрете продажи алкоголя - они ему подчинятся. Как подчинились запрету на продажу алкоголя с высокой долей спирта в выходные и праздничные дни.

Однако в неофициальном комментарии для нашего портала один из руководителей работающих на территории Ульяновска супермаркетов жестко заявила: если власти хотят подкосить систему продуктового ритейла в регионе, если хотят, чтобы часть игроков ушла с рынка, а оставшаяся часть подняла цены на продукты первой необходимости на 70%-100% - то запрет на алкоголь - это как раз тот путь, по которому им нужно идти:

«Знаете, откуда мы берем основную прибыль? Правильно, с продажи алкоголя. Наценка на любую спиртосодержащую продукцию колеблется от 70% до 250%. Именно за счет продажи алкоголя мы может продавать в магазинах хлеб в «ноль» - то есть, отдавать его по цене закупа. А еще держать минимальную наценку (5%-15%) на основные товары из потребительской корзины. А теперь представьте, что вы лишили нас основного источника прибыли. Что нам делать? Первый вариант - закрываться. Второй - повышать цены на всю продуктовую матрицу, в том числе, и на социально важные товары. И по-другому быть не может. Поэтому я, если честно, в ужасе от такого предложения. Я считаю, что неправильно вводить ограничение по возрасту на продажу всего алкоголя. Хотя бы на продукцию, где спирта больше 15-17%. А пиво, вино и прочие низкоалкогольные напитки должны остаться в доступе с 18 лет».

Генеральный директор крупнейшего ульяновского предприятия, выпускающего 45 наименований водочной продукции ,- ООО "Юпитер Лоджистик" Игорь Певко считает, что никакой трагедии в принятии закона нет. Ни для производителя (по крайней мере, ликероводочных заводов), ни для продуктовых ритейлеров:

«Правильная инициатива, мы ее поддерживаем. Тем более, что на деятельность производителей крепких спиртных напитков и их показатели по прибыли закон не окажет существенного влияния. Основные потребители нашей продукции - это люди значительно старше 21 года. Поэтому мы своих клиентов не потеряем".

По словам Игоря Певко, закон повлияет, в большей степени, на производителей слабоалкогольных напитков. Например, пива. Но и здесь нужно понимать, что падение розничных продаж может быть не таким существенным, как кажется на первый взгляд.

Топ-менеджер «Юпитера» сделал интересное замечание: как в магазине на вид будут определять, сколько лет покупателю, 18 или 21? Тем более, что сейчас все молодые люди выглядят старше своих лет. Только, если будут постоянно требовать с них паспорт. Поэтому падение продаж, конечно, будет, но не таким катастрофическим, как это рисуют себе ритейлеры.

И все же не хотелось бы думать, что участие региона в «алкогольном эксперименте» сделает водку недоступной для некоторых из-за возраста, а хлеб и колбасу - для многих из-за цены.

Алена Иванова