Эта история понравилась бы Францу Кафке: пьяные полицейские, выкручивание рук пенсионерке, продажа детей за границу... И все - «в рамках закона». Сюрреализма происходящему добавило возбуждение уголовного дела - бабушку 7-летнего Никиты и ее подругу, правозащитницу Нину Степановну Юдачеву, обвиняют в киднеппинге (похищении детей). Сегодня бабушке мальчика предъявлено официальное обвинение, и она будет заключена в СИЗО. Сами женщины уверены: такова месть со стороны СУ СК и полиции за их пикеты в Москве.
Два года назад в семью жительницы Димитровграда Ольги Харделяткиной пришло большое горе - ее сын, молодой еще мужчина, трагически скончался. Беда, по своему обыкновению, пришла не одна: сноха Харделяпкиной не выдержала потери любимого мужа и стала заливать горе алкоголем. Ее перестало интересовать все - не только дети, сама жизнь. В итоге воспитанием детей - 13-летней Ирины и 5-летнего Никиты - занималась бабушка Ольга Александровна в одиночку. А потом ей нужно было ненадолго покинуть Ульяновск. Она вернулась и обомлела - детей забрали в детдом! Какие-то добрые люди вызвали органы опеки и те, увидев пьяную сноху Харделяткиной, приняли бесспорное решение детей забрать.
Потом к снохе приходили какие-то непонятные люди, вели о чем-то приватные разговоры за закрытой дверью, и та в итоге отказалась от родительских прав. Дети, между тем, были разъединены, их поместили в разные детдома. Ольга Харделяпкина посещала детей, лила слезы, слушая их рассказы о жизни в «сироткой шкуре». Женщина обратилась к ульяновской правозащитнице из движения «За права человека» Нине Юдичевой. Попросила помочь. Первым результатом стало соединение детей. Их обоих перевели в детский дом «Планета».
- Любой детдом - это плохо. Но детдом в Димитровграде, куда внуков Ольги поместили, это и вовсе ужасно. Их в свое время обвиняли в продаже детей за границу - многие воспитанники «Планеты» были усыновлены родителями из Испании, Италии, других европейских стран. Много детей там вообще «потерялось». Этим делом даже главный уполномоченный по правам ребенка в РФ Павел Астахов занимался, - говорит Нина Юдачева в беседе с корреспондентом 73online.ru.
Харделяткина продолжала навещать детей, изучала законодательство об опекунстве - хотела забрать внуков домой. Но потом по непонятным причинам внуков ей посещать запретили: «Что ты ходишь сюда, как собака?». А спустя какое-то время Юдачева рассказала подруге страшную весть: «Никиту готовят на усыновление!». У женщин возникли нехорошие подозрения. Тем более, что мальчика детский дом долгое время не вносил в реестр, не регистрировал. По сути, он находился в учреждении неофициально...
Харделяткина не сдалась. Заявила о своих намерениях взять детей под опеку. Но сотрудники детского дома в ответ зло ухмылялись: «Да кто их вам отдаст! Вы старая, дом у вас плохой и пенсия маленькая!».
Для выполнения требований органов опеки Ольга Харделяткина накопила денег, сняла в Ульяновске квартиру - на улице Отрадная. Ребенок за эти первые 10 дней с родным человеком буквально расцвел. Правда, постоянно жаловался на плохое самочувствие.
- Поехали к директору детдома Валерию Муллову - стали требовать медкарту. Хотели узнать, как за два года они так угробили ребенку здоровье. Хотели подлечить его, провести медкомиссию, подготовить к поступлению в нормальную школу, - говорит Юдачева. - Но нам медкарту не дали! Мы не отчаялись. Сделали новую через карту частную клинику. Отдали на медкомиссию. От результатов ужаснулись - расширены лоханки почек, сердце больное, пункцию ему делали... А еще случайно узнали, что сотрудники детдома ребенка довели до такого состояния, что мальчик в нервно-психологический диспансер. В детдоме говорили, что Никитка даже не разговаривает. Но он с родной бабушкой ожил за 10 дней! Нет у него никаких проблем. Есть, конечно, психотравма, но не такая серьезная, чтобы его в «психушку» укладывать.
А потом начался ужас. Тот самый «кафкианский» сюжет.
20 августа срок «гостевой» Никиты истек. Его нужно было либо возвращать в детдом, либо продлевать гостевую. Бабушка ребенка пошла в отдел опеки Засвияжского района, чтобы подать документы на продление пребывания внука у нее. Там ей пообещали позвонить в Димитровград и вопрос уладить. Сказали, занимайтесь медосмотром, готовьте мальчика к школе. И добавили: «А зайдите-ка в Засвияжское РОВД, там вас искали».
- Ольга ко мне приехала с ребенком. Говорит, не буду его таскать по участку полицейскому, пусть он у тебя побудет, - вспоминает Юдачева. - Прошло несколько часов, а она все не возвращалась. Я ей позвонила около 10 вечера. Она сказала, что ее не выпускают из кабинета, ничего не объясняют. Сказали только, что ждут директора детдома Муллова. Ну, я в итоге увидела, что Никитка спать хочет, постелила ему, и тут слышу - стук. Спрашиваю: «Кто?». Мне говорят: «Правозащитники. Покажите, в каком состоянии ребенок». Я открыла. Крикнула в комнату: «Никита, иди сюда». А меня сразу баба здоровая, пьяная, одета по-граждански, вытащила за грудки на улицу, заломала руки мне за спину, к забору прижала. И кричит на улицу: «Какого х.. [почему] вы стоите? Забирайте мальчишку!». Затомились в дом два мужика. Никиту - в одних трусиках, без обуви, - за руку вытащили на улицу. Было холодно. Запихнули в машину и увезли. Я взяла одежду Никиты и поехала в Засвияжское РОВД. Приехала и сразу увидела эту бабу. Она болтала с дежурным. Она меня увидела и сразу убежала. Я спросила у дежурного фамилию этой женщины - сказали, что это их сотрудница, Чернокрылова Наталья. Спросила где ребенок, сказали, что его увез Муллов.
На следующее утро в дверь дома Юдачевой постучали сотрудники РОВД Ленинского района. Узнали, что произошло минувшим вечером. Приняли заявления на действия Чернокрыловой, которая, мало того, что не представилась, так еще и находилась в состоянии алкогольного опьянения. А потом Юдачеву и Харделяткину вызвали в следственное управления следственного комитета РФ по Ульяновской области. Сказали, что они обе подозреваются в уголовном преступлении - похищении человека. Оказалась, соответствующее заявление написала та самая Наталья Чернокрылова. Она написала, что ребенок был похищен двумя пенсионерками и силой удерживался в доме Юдичевой. Мол, жаждал вернуться в детдом, а две престарелые преступницы ему в этом мешают.
- То, что происходит - это беспредел. Я связываю это со своей правозащитной деятельностью. Не даю силовикам спокойной жизни. Требую от них соблюдения законов. Мы в августе вместе с бабушкой Никиты пикетировали главное управление СК в Москве. Требовали от Бастрыкина навести в Ульяновске порядок. Тут спелись СУ СК и полиция, творят беспредел. Вот они нам отомстили. Бредовое дело завели.
На данный момент бабушке Никиты предъявлено обвинение в похищении человека. По ее словам, сегодня женщину могут «закрыть» в СИЗО.
Алексей Васильев