Ульяновский завод «Утес» опубликовал годовой отчет за 2014 год. В целом для предприятия год закончился неплохо: объем производства вырос почти на 10% и достиг 2,6 млрд рублей, выручка выросла на 16% по сравнению с 2013 годом и составила 2,7 млрд рублей. Однако некоторые сферы производства на предприятия кризис все-таки не пощадил - производство автокомпонентов и медицинских изделий серьезно сократилось.

Основная доля производства на заводе - изделия авиационной техники двойного назначения. Оно занимает до 75% в общей структуре производства. Это направление развивается вполне успешно - в 2014 году, по отношению к 2013 году, объемы производства выросли на 22,3% - до 2,2 млрд рублей.

Кроме того, «Утес» занимается производством автомобильной техники, а также медицинских изделий и товаров народного потребления. Однако из-за высокой конкуренции объемы производства этой продукции год от года снижаются. В частности, производство автокомпонентов только в этом году сократилось фактически на треть.

Сегодня, судя по информации официального сайта завода, предприятие производит только три вида изделий для автомобилей: модули электробензонасоса, датчики уровня топлива, клапаны продувки адсорбера для автомобилей ГАЗ, ВАЗ, УАЗ. У завода есть два крупных партнера, заинтересованных в его продукции, и оба отечественные: ОАО «АвтоВАЗ» и ОАО «УАЗ». При этом если «УАЗ» традиционно использует на 100% продукцию «Утеса», то на «АвтоВАЗе» с каждым годом количество автокомпонентов ульяновского завода снижается. Например, если в 2013 году они использовали до 20% бензонасосов производства «Утеса», в 2014 году - 15%.

Как указано в годовом отчете предприятия, в 2014 году объем выпуска изделий автомобильного направления был обеспечен в сумме 312 млн рублей, а это почти на 27% ниже показателей предыдущего года. Причем, исходя из данных за прошлые годы, «Утес» ежегодно сокращает производство автокомпонентов: в 2012 году - на 23,3% по отношению к 2011 году (до 525,8 млн. рублей), в 2013 - на 19 % по отношению к 2012 году (до 430 млн. рублей). Загрузка предприятия по автомобильному направлению в 2014 году составила всего 35%. При этом, как указано в годовом отчете, руководство «Утеса» видит угрозу в том, что объемы производства автомобильных комплектующих зависят напрямую от объема продаж «АвтоВАЗ» и «УАЗ».

Эксперты рынка с этим не вполне согласны. Ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов так прокомментировал ситуацию корреспонденту 73online.ru:

«Не исключено, что отечественный авторынок уже прошел «низшую точку» и в ближайшие месяцы, возможно, если и не увеличение продаж, то своего рода «топтание на месте», то есть рынок будет готовиться к росту, который может начаться осенью».

Однако, на его взгляд, это не облегчит ситуацию для производителей автокомплектующих и, в частности, для «Утеса». «На российском рынке уже работают такие ведущие мировые компании, как Magna, Gestamp, Edscha, Mubea, Sanoh Industrial и это лишь малая часть тех производителей автокомпонентов, которые представлены в России. Многие из них уже создали собственные производства в России. На сегодняшний день можно признать, что конкуренция в производстве автокомпонентов в России существенно выросла, и отечественным производителям уже непросто, однако ситуация для них может еще больше ухудшиться, - комментирует Дмитрий Баранов. - В частности, «АвтоВАЗ» поменял свою стратегию развития, после кризиса 2008-2009 годов и отказался от многих отечественных поставщиков запчастей и комплектующих, заменил их на иностранные компании».

Корреспондент 73online.ru попыталась выяснить, планирует ли «Утес» стабилизировать ситуацию с производством автокомпонентов. Однако к моменту выхода материала комментарий получить не удалось. Правда, судя по годовому отчету предприятия, руководство решило сделать упор на производство авиакомпонентов, расширение товарной линейки и освоение новых изделий. По крайней мере, именно это указано в разделе «Перспективы развития общества». Это логично, ведь именно это направление развивается успешно и приносит существенную прибыль предприятию. В целом, основные ульяновские заводы, «завязанные» на оборонку, все последнее время только наращивают объемы производства, и «Утес» в их числе.

Справка 73online.ru:

ОАО «Утес» было основано в 1941 году. Сегодня завод занимается разработкой, производством и реализацией изделий авиационной техники двойного назначения (вычислителей ВВС-В1К, ВВС-В-25К, ВВС-В-28-1К, ВВС-В226, ВВС-А, многофункциональных индикаторов ИМ-8, ИМ-14, ИМ-16 для комплексов отображения информации и систем электронной индикации и др.), автомобильной техники (модули электробензонасоса, датчики уровня топлива, клапаны продувки адсорбера для автомобилей ГАЗ, ВАЗ, УАЗ), медицинской техники (стоматологические установки, ультразвуковые ингаляторы, функциональные медицинские кровати, шприцевые дозаторы дшв, донорские кресла и др.) и ТНП (барометры). На «Утесе» трудятся более 2,3 тысяч человек. Исполнительным директором является Дмитрий Скрипачев. В число основных акционеров входят АО «Ульяновское конструкторское бюро приборостроения», которому принадлежит 43,99% процентов акций, АО «Концерн Радиоэлектронные технологии» (АО «КРЭТ»), которое владеет 30% акций, ОАО Холдинговая компания «Авиаприбор-холдинг», владеющая 16,56% акций, АНО «Центр испытаний и сертификации «Промтехносерт» - 4,44% акций и физические лица, в общей собственности которых 3,24% акций.

Елена Максимова