Время экономического кризиса – это время не только сокращения рабочих мест на предприятиях и время безработицы, но и период, когда работодатели из-за падения прибыли пытаются уйти от налогов. Поэтому в последнее время стали говорить о том, что работники ульяновских предприятий все чаще либо совсем не оформляются в штат организаций, либо оформляются на официальную зарплату, равную минимальной оплате труда. А остальное получают в конвертах.

Министр здравоохранения и социального развития Ульяновской области Павел Дегтярь заявляет:

«На сегодняшний день в Ульяновской области официально не трудоустроено около 150 тыс человек. В основном «серая» заработная плата характерна для таких отраслей, как строительство и транспортное обслуживание. Наша задача на ближайшее время – легализовать трудовые отношения 58 тыс работников, чтобы они получили все социальные гарантии».

Но отсутствие официального трудоустройства у 150 тыс ульяновцев – это еще не все беды региональных властей. По данным службы занятости Ульяновска, до 60% всех работников местных предприятий получают официальную заработную плату, равную минимальной оплате труда в России –около 6 000 рублей – или чуть выше. Остальное – в конвертах.

«Белые» зарплаты в Ульяновской области - явление редкое. Как правило, их платят только на таких крупных предприятия, как «УАЗ» и «Авиастар», а еще в представительствах федеральных компаний. По неофициальной информации, до 90% местных организаций пытаются уйти от перечисления лишних налогов, и предлагаю своим работникам часть заработной платы оформлять как переменную (премиальную) часть.

Из-за «серых» зарплатных схем один лишь бюджет Ульяновска недополучает практически 2 млрд рублей в виде налогов ежегодно. А люди остаются, как минимум, без отчислений в пенсионный фонд. Власти пытаются бороться с организациями, которые не хотят работать прозрачно - по трудовому законодательству. Но когда речь о каждой второй организации в городе, борьба эта начинает напоминать сражения с ветряными мельницами. Чиновники регулярно собирают на свои совещания руководителей предприятий с самой низкой по региону оплатой труда. В среднем, на таких совещаниях присутствуют по 15-20 организаций. И это – самые крупные работодатели города. В итоге, руководители компаний готовят в ответ отписки, а зарплаты так и остаются «конвертными».

Президент рекрутингового портала Superjob Алексей Захаров говорит, что у него «есть ощущение» увеличения объема выплат в конвертах в 2015 году. По всей вероятности, подобная тенденция затронула массово все фирмы малого и среднего бизнеса, считает он:

«Ведь работники стоят очень дорого работодателю: он платит за каждого своего сотрудника примерно 30% от его официальной зарплаты в различные фонды в качестве взносов — это Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Фонд обязательного медицинского страхования. При этом выплаты приходится делать из прибыли. А когда прибыли нет – и платить не из чего»

73online.ru опросил работников разных организаций города, чтобы выяснить, как далеко готовы зайти местные работодатели, чтобы уйти от уплаты налогов.

Мария, мерчандайзер крупнейшей местной сети продуктового ритейлера:

«У меня официальная зарплата 7 000 рублей. Я получаю ее на карточку. Остальное – через кассу. По ведомости. Такая система действует в отношении всех работников. Даже директоров».

Сергей, начальник отдела продаж автосалона:

«Официальная зарплата – 12 000. В месяц зарабатывают до 50 000 рублей. Разницу получаю на руки. У меня официальная зарплата еще большая. Менеджеры в моем отделе оформляются на 6 000 рублей. Остальное – также на руки. Но есть проблема. У нас в организации при увольнении заведено так: если увольняешься – уходишь с голым окладом. Все это знают. Никто даже ни разу на моей памяти не пошел отстаивать свои права. Бесполезно».

Лена, бухгалтер компании «Быстроденьги»:

«Получаю столько, сколько оговаривали на собеседовании. Почти 30 000 рублей. Вся зарплата официальная. Все перечисляют на карту. Проблем никогда не было».

Вадим, прораб ульяновской строительной компании:

«Официальная зарплата 8000 рублей. На руки выходит по-разному, хотя должно быть 33 000. Часто вообще не знаю, сколько получу в этот раз. Еще штрафуют. Узнаю о том, что оштрафовали, обычно около кассы. Один раз пытался возмущаться. Но мне напомнили, что речь о мотивационной части. И они имеют право удерживать с нее столько, сколько захотят. Так как по закону начисление переменной части - на усмотрение работодателя».

Людмила Макарова

Фото: http://news.rambler.ru