Казалось бы, для нашей области наступило благодатное время: привлекаются инвестиции, разрабатываются крупные проекты, развивается бизнес... Большое внимание уделяется и туризму. Одним из важнейших объектов в туристической и транспортной сфере исторически является Ульяновский речной порт. Однако сейчас «водные врата» города переживают далеко не лучшие времена. Что получилось из перспективного проекта «Симбирская гавань» и почему работники порта получают копейки, выяснял корреспондент 73online.ru.

Речпорт вчера и сегодня

Для начала разберемся, чем же в последнее время занимается ОАО «Ульяновский речной порт» и чем живет. В основном это грузоперевозки и добыча песка с карьеров «Остров Банный» и «Паньшинская Воложка». В распоряжении порта имеются буксиры, баржи, гидроперегружатели для выгрузки песка, землесосы - для его добычи, а также плавкраны. Немаленькое хозяйство в масштабах региона, которое приносит неплохие барыши. По информации 73online.ru, около 30% рынка водных грузоперевозок по региону приходится именно на долю «Ульяновского речного порта», владельцем которого является Марат Якупов.

Однако с перевозкой пассажиров дела обстоят не так радужно: их попросту нет. У компании есть всего два теплохода - «Московский-20» и «Герой Юрий Эм», которые используются в основном для проведения банкетов, фуршетов и свадеб, а также для прогулочных рейсов. Конечно, «пьянки-гулянки» приносят больше денег, чем регулярные пассажирские рейсы, тут вопросов нет. Тем более, что, собственно, в эти рейсы и уходить-то не на чем...

Нереализованная «Симбирская гавань»

Около 5 лет назад ульяновские СМИ анонсировали планы Марата Якупова по развитию пассажирского речного порта. Планы были наполеоновские: начиная с того, что он должен был стать главным логистическим центром Приволжского федерального округа. Для достижения этой цели обещали реализовать широкомасштабный проект «Симбирская гавань», который даже был одобрен министерством транспорта РФ и правительством Ульяновской области. Проект был направлен на развитие водного пассажирского транспорта и организацию на территории порта культурно-развлекательной инфраструктуры, при общем объеме инвестиций свыше 105 млн рублей.

Планировалось организовать 10 «зелёных стоянок» в живописных местах на берегах Волги, где предполагалось строительство причалов для туристических теплоходов. В самом речном порту, если верить всем обещаниям, уже должен быть многофункциональный туристический комплекс, включающий в себя отели, одноэтажные туристические домики, сеть летних кафе, намывной пляж и бассейн, автомобильный кинотеатр и ещё много всякой всячины.

В целях улучшения перевозки пассажиров планировалось даже создание скоростных судов на подводных крыльях, проще говоря, «метеоров», а также судов на воздушной подушке. Многие жители Ульяновска ещё помнят, как приятно и удобно раньше было прокатиться на «метеоре», например, в Тольятти или Казань. Тем более, что этот вид транспорта во время навигационного периода функционировал постоянно и было много регулярных рейсов.

В итоге за 5 лет единственное, что было сделано в рамках проекта «Симбирская гавань», - это организация «зелёной стоянки» в Красном Яре, остальные 9 стоянок, видимо, должны организоваться сами по себе. Грандиозный туристический комплекс с отелями, кинотеатрами и прочими чудесами на сегодняшний день состоит из двух кафе - одно в здании вокзала, другое на территории гавани. Само собой, про «скоростные суда» можно даже не говорить.

Зато, заручившись решением антитеррористической комиссии, владельцы порта по всей его протяженности установили забор. Из соображений безопасности.

Не совсем понятно, правда, насколько эти действия состыкуются с Водным кодексом РФ, в котором сказано, что «каждый гражданин вправе пользоваться (без использования механических транспортных средств) береговой полосой водных объектов общего пользования для передвижения и пребывания около них, в том числе для осуществления любительского и спортивного рыболовства и причаливания плавучих средств». Для более надёжной защиты от террористов в здании вокзала был установлен турникет для прохода и рамка-металлоискатель. Это, безусловно, замечательно, но непонятно, зачем вообще нужно: через турникет просто некому ходить...

В итоге проект «Симбирская гавань» представляет собой стоянку в Красном Яре, пару кафе на территории порта и прекрасный серый забор, ограждающий ульяновцев от прогулок по набережной.

Не в зарплате счастье

Пока владелец «Речпорта» Марат Якупов планирует и реализовывает свои широкомасштабные проекты, его работники получают гроши за свой нелёгкий труд. На сайте ОАО «Ульяновский речной порт» в разделе «Вакансии» можно ознакомиться с размерами заработной платы на предприятии. Уборщики и разнорабочие получают здесь от 6 тыс. рублей в месяц, официанты - от 7 тыс., матросы-мотористы - от 10 тыс.

Понятно, что приставка «от» в сфере заработной платы чаще всего не соответствует действительности и скорее ближе по смыслу к наречию «не более». К слову, минимальный размер оплаты труда в России по состоянию на начало 2014 года - 5524 рубля. Некоторые работники речного порта получают всего на 500 рублей больше, чем МРОТ, а ни для кого не секрет, что на один МРОТ в нашей стране не проживёшь.

Стоит отметить, что размер зарплаты капитанов пассажирских теплоходов на сайте написать постеснялись, однако, по нашей информации, они получают не более 18 тыс. руб. в месяц. И это капитаны! Причем только в период навигации! Когда теплоходы перестают ходить, тогда же и перестают платить не только капитанам, но и остальному экипажу судов. По данным в 73online.ru, в это время заработную плату получает только руководство порта, охрана и офисный персонал.

Остается загадкой, как работники порта выживают в «несудоходный» период и почему их устраивает такое рабочее место. По-видимому, они опасаются, что не найдут работу лучше этой, иначе подобную позицию объяснить сложно.

На недавнем заседании городской комиссии по заработной плате ОАО «Ульяновский речной порт» представило отчёт за 2012 и 2013 гг. Согласно ему, среднемесячная зарплата по предприятию на январь-декабрь 2013 года составляла 20 592 рубля, в то время как средняя по отрасли - 27 955 рублей. В графе «минимальная заработная плата на предприятии» значится цифра 9451 руб., что никак не вяжется с данными, указанными на официальном сайте речного порта. Кроме того, выяснилось, что Якупов никак не может рассчитаться с налогами - задолженность «Речпорта» составляет около 3 млн рублей.

На том же заседании глава города Марина Беспалова как бы в шутку спросила у генерального директора «Речпорта» Рината Низамова, не хочет ли он вернуть порт в собственность города. Если без шуток, то это уже давно пора сделать.

В противном случае важная для Ульяновска транспортная, логистическая и туристическая зона так и будет находитьвся в упадке, пока её владельцы наживаются на сиюминутных выгодах и наблюдают за тем, как их работники трудятся буквально за кусок хлеба. Когда-то один из самых посещаемых речных портов в стране, Ульяновский порт имеет богатую историю, и настало время для возрождения былой славы. Особенно сейчас, когда мы так много говорим о развитии туризма и привлечении гостей в город, который когда-то был третьим по посещаемости туристами у нас в стране.


Алексей Ласнов

фото автора, а также с сайтов uleygrad.ru, ulyanovsk73.narod.ru