Траур по погибшим в авиакатастрофе в столице Татарстана прошел, а проблемы безопасности региональных авиаперевозок остались. Власти гордо называют Ульяновск авиационной столицей, а горожане вынуждены, рискуя жизнью, летать на «автохламе».

Вечером 17 ноября в аэропорту Казани при посадке разбился пассажирский самолет Боинг-737 серии 500, отлетавший больше 20 лет в других странах и купленный на вторичном рынке. На точно таких же Боингах-737 серии 500, купленных на вторичном рынке и отслуживших по 20 лет, каждый день летают ульяновцы рейсом «Ульяновск-Москва».

Когда происходит страшная трагедия, человеческая психика включает механизм защиты. Сначала мы не верим в эту трагедию, потом стараемся поскорее ее забыть и верить, что с нами такое точно не случится. Защитная реакция простых людей понятна и объяснима. Не совсем понятно другое - почему власти "авиационной столицы" также закрывают глаза на проблему. Ведь сами чиновники ежедневно летают рейсом "Ульяновск-Москва" на точно таких же Боингах-737 серии 500, купленных на вторичном рынке и отлетавших по 20 лет.

Обладминистрация гордо называет Ульяновск авиационной столицей. Но почему в небе авиационной столицы летает «авиахлам»? Именно так летчики называют воздушные судна, практически отработавший свой летный ресурс.

Ежедневно из Ульяновска в Москву вылетает самолет Boeing 737-500 компании «Ютэйр». Как пояснили в аэропорту им. Карамзина, самолеты на этом рейсе чередуются. Вчера, например, летал борт № VP-BXY, серийный номер 27328.

Согласно данным международной базы воздушных судов, этому «Боингу» больше 19 лет. До того, как попасть в российскую компанию «Ютэйр», «Боинг» 15 лет эксплуатировался западным авиаперевозчиком Continental Air Lines. После 15 лет эксплуатации «Боинг» был куплен на вторичном рынке и теперь бороздит небо «авиационной столицы».

Разбившемуся в Казани «Боингу» 737-500 было уже 23 года. Ульяновскому сейчас почти 20 лет. Это, конечно, меньше, чем 23, но вряд ли кому-то из пассажиров добавит оптимизма.

Тем более, по статистике, все авиаперевозчики, что работают в Ульяновске, попадают в группу риска и работают на устаревших морально и физически самолетах. Средний возраст авиапарка самого массового авиаперевозчика ульяновских пассажиров компании «Ютэйр» - 20,1 лет. У другого перевозчика «РусЛайн» - машины эксплуатируются 13 лет. У компании «Татарстан» - почти 15 лет.

Когда я позвонил в головной офис самого массового авиаперевозчика на ульяновском рынке - «Ютэйр» и поинтересовался, насколько «Боинги», летающие по рейсу «Ульяновск-Москва», выработали свой ресурс, мне не ответили. Точнее пообещали, что ответят в письменном виде, но ответ так и не пришел.

По данным авиаэнциклопедии, назначенный ресурс самолетов Boeing-737 составляет (вне зависимости от модификации) около 50 000 летных часов. Производство самолетов Boeing-737 серии 500 прекратилось в 1998 г., последние выпущенные изделия поколения Classic выработают свой ресурс приблизительно к 2015 г. А те «Боинги», что обслуживают ульяновских пассажиров, выпущены еще раньше - в 1994 году. То есть эти машины устарели и морально. и физически.

Интересно, каким богам молятся чиновники «авиационной столицы», когда садятся на очередной рейс «Ульяновск-Москва»?



Справка 73
online:

Всего за время эксплуатации было потеряно 174 "Боинга", в этих катастрофах погибло 3835 человек.

Самая крупная катастрофа в России с этим типом самолётов произошла в Перми, 14 сентября 2008 года. Пассажирский самолёт Boeing 737-500 российской авиакомпании «Аэрофлот-Норд» (в настоящее время - «Нордавиа») упал в черте города, на железную дорогу. В результате этого происшествия погибли все, кто находился на борту (88 человек).

Сергей Красильников

фото с сайтов aif.ru, wikipedia.org