Председатель ТСЖ «ЛУЧ» и ТОС «ЛуЧистый» в Ульяновске Александр Потапов уверен: если бы еще десять лет назад, кто-нибудь сказал ему, что он будет заниматься ЖКХ, тогдашний сотрудник УФСИН только посмеялся бы над незадачливым «предсказателем». Но вышел на пенсию, переехал в высотку на улице Промышленной и как человек неравнодушный занялся и чисткой подвала, и приведением в порядок придомовой территории, и проблемами ОДН, и счетчиками электричества и горячей воды. Сам не заметил, как втянулся. Даже закончил на пятом десятке юридический факультет, чтобы лучше вникнуть во все тонкости своей новой работы. И сегодня «дом Потапова» в Ульяновске в своем роде образцовый. Его и в пример другим ТСЖ резонно поставить, и губернатору не стыдно показать. А чтобы развить свои успехи на весь город (а возможно, и на регион), Александр Олегович идет во власть. Зачем ему, успешному коммунальщику, еще и место в Законодательном собрании от «Единой России» (Потапов подал заявку на участии в праймериз)? С этого вопроса и начался интересный и небесполезный разговор Потапова с 73online.ru.

- Последние пять-семь лет я реально вижу, что настоящих практиков по ЖКХ во власти очень мало. Не то чтобы их вообще нет, но они в дефиците. Оценивая свои силы и уже наработанный опыт, считаю себя как раз таким практиком. И коллеги высоко оценивают мои знания, прислушиваются к моим советам и рекомендациям. Поэтому, полагаю, принесу много практической пользы Ульяновску и Ульяновской области. Притом, что я никогда не был ни чиновником, ни бизнесменом. Я — типичный человек из народа.


Сил побороться хватит...

- У вас же наверняка есть некий план — с чего начать в коридорах власти?

- Главная идея и цель, которую я преследую уже года четыре, — это тарифоообразование. Тарифы в нашем регионе непомерно высоки. Из-за этого население и недовольно высокими показателями в платежках. У меня в доме горячая вода стоит 160 рублей за куб. А я знаю ТСЖ, ЖСК и управляющие компании, где эта цифра еще выше — до 220 рублей. В условиях ОДН на кошельки людей ложится немаленькая нагрузка по оплате жилищно-коммунальных услуг. И первое, что сделаю, придя во власть, - начну разбираться с тарифами и ценообразованием в ЖКХ. И лоббировать вопросы снижения цен. Я сам лично мониторил подобную ситуацию по Приволжью, Уралу, Сибири и на Дальнем Востоке. По сравнению с Сибирью и Дальним Востоком у нас самые высокие цены. Я уж не сравниваю Ульяновск со значительно более дешевым остальным Поволжьем. Практически рядом находящаяся Уфа, к примеру, на 30-35 процентов дешевле нашего региона по оплате услуг ЖКХ.

- Правильные и разумные вещи говорите, Александр Олегович. Почему же, на ваш взгляд, все это не приходит в головы народным избранникам нынешнего созыва в ЗСО, на смену которым вы собираетесь прийти?

- Я им не судья. Там наверняка и сейчас тоже есть люди, хорошо разбирающиеся в сфере ЖКХ. Почему они этим не занимаются или занимаются недостаточно? Может быть, недостаточно знаний. Возможно, не хватает административного ресурса.

- А у вас достанет сил бороться и переломить ситуацию?

- Я уже с ними борюсь. Вот у меня на столе очередные материалы, которые я готовлю для Арбитражного суда в Самаре к поставщику энергоресурсов. До этого я обращался по теплоснабжению в 2012 году в ульяновский УФАС — выиграл. Ульяновский арбитражный суд первой инстанции тоже выиграл. И в апелляционном суде в Самаре у меня тоже положительный результат. Те же самые проблемы у меня возникали и с городским теплосервисом. Их я тоже приводил к нормам российского законодательства, чтобы монополисты не беспредельничали. И там у меня тоже был ряд прекрасно выигранных дел. А в 2009 году я для Ульяновска в одиночку выиграл дело по неправильным тарифам на ГВС. Всему городу сделали перерасчет. А ведь никто со мной тогда не пошел, все побоялись...

- Давайте от проблем насущных перейдем к политике. Вы намерены идти в ЗСО от партии «Единая Россия». В партии вы полтора года. А до этого были ли у вас какие-либо партийно-политические пристрастия?

- Я взрослый человек с определенным багажом за плечами. Был пионером, комсомольцем, возглавлял комсомольскую организацию воинской части, когда служил в армии. Там же мне предлагали вступить в КПСС. Но я долгие годы оставался беспартийным. Пока не начал отслеживать реальные дела «Единой России». И понял, что только эта партия не только предлагает, но и делает. От других партий на протяжении уже долгих лет только критика, упреки и невнятные предложения. Действий никаких. Многие же еще помнят смутные «лихие 90-е». Путин с огромным трудом вытащил страну из бардака и беспредела. Это не дежурные фразы, а мое личное мнение, которое я никому не навязываю. Все действия «Единой России» я оцениваю взвешенно. А все эти крикуны из оппозиционеров пусть сначала сами попробуют что-то сделать. Критику наводить легко. А ты предложи и сделай, чтобы было лучше... Искренне хочется сделать нашу огромную страну мировым лидером, чтобы не было, как говорил известный киногерой, «за державу обидно»


Дом — ячейка государства

- Одно из ваших программных заявлений как руководителя ТСЖ: «Дом — это не только стены». Что такое в вашем представлении идеальный дом?

- В первую очередь это люди, которые проживают в этом доме. Если жильцы будут разобщены, то и стены не сохранить. Раньше говорили: семья — ячейка общества. А для меня сейчас ячейка государства — это многоквартирный жилой дом. Поэтому необходимо находить компромиссы, соорганизовать людей. Даже нужно поменять менталитет в сторону личной ответственности за сохранность и содержание дома. Только после того, как люди поймут, что это наш общий дом, можно говорить и о стенах, и о трубах. Личным примером нужно доказывать, что делаешь все для безопасного и комфортного проживания жильцов дома.

- А это легко - научить очень разных людей жить одной семьей?

- Пока не научился вести правильный диалог с людьми, было непросто. Я сам приобрел квартиру в этом доме в 2005 году. И в июне того же года провел первый сход жильцов. Здесь преимущественно работяги живут, получавшие квартиры от механического завода. Я по социальному статусу не выше их. Поэтому общий язык мы в итоге нашли. Поговорили за жизнь, поделились проблемами, посочувствовали друг другу. И как-то слово за слово перешли к тому, что проблемы дома за нас никто не решит. Течет крыша, подвал гнилой... С чего начнем? Приходилось поначалу слышать такие реплики: «Мы живем на нижних этажах, нам крыша неинтересна!» Согласен, говорю, тогда вы на свой баланс берете подвал. Пахнет у вас, комары у вас. Приходилось долго объяснять, почему жители первого этажа должны платить за лифт, которым не пользуются. Убеждал, что лифт не метро и не трамвай, а наше общее домовое имущество, которое мы должны сохранить, чтобы оно функционировало и дальше. Призывал к солидарности содержания даже придомовой территории. Объяснял: потекла крыша, залила щитовую, и света нет во всем доме. Со временем осознание и понимание пришло. В течение года притирались друг к другу. Были скептики и некоторое недоверие старожилов ко мне, новоселу. Однако большинство мне поверило. Я же офицер, уволился капитаном. А у капитана самые красивые погоны — больше всего звезд (улыбается). На сегодня решили даже проблему большого дома, где жильцы порой не знают даже соседей по площадке, не говоря уже живущих на других этажах. На первом сходе люди вышли во двор, и оказалось, что половина, прожив в одном доме около 20 лет, вовсе не знает другую половину. К третьему сходу у многих появились общие темы для разговоров, а к четвертому выяснилось, что соседи еще и на одном заводе работают, только в разных цехах. Сейчас любой скажет вам, кто на каком этаже и в какой квартире живет. Там, где сейчас сидит консьержка, было большое фойе без света с обгоревшими и сломанными почтовыми ящиками. Входная дверь была такая, что войти мог любой. Все загажено: шприцы, бутылки, прямо на первом этаже справляли нужду. Одним словом, клоака. Через месяц после моего новоселья в фойе труп мужчины обнаружили. В подвале по колено нечистот. Мы вывезли оттуда двенадцать КАМАЗов, набитых мусором. Теперь в подвале сухо. Пару лет назад наш дом как образцовый показывали губернатору Морозову. Я его специально провел в подвал показать общедомовые приборы учета. Так Сергей Иванович мне потом говорит: «Потапов, да у тебя в подвале жить можно!» Конечно, можно, потолки высокие, удобно, тепло и не воняет. А детский игровой комплекс во дворе — сегодня наша гордость.

- Если провести все же несколько другую аналогию между домом и государством, то вы получаетесь легитимный глава этого государства. Какая политическая модель управления вам в этом случае ближе?

- Если говорить о «политической структуре», которой я придерживаюсь в своей работе, то тут намешано всего — от демократии до монархии. Необходимо лавировать. Когда нужно быть строгим, я могу стать и тираном, но по справедливости. И нет жителей, которые бы из-за этого затаили на меня глобальную злобу. Я бы назвал мой стиль руководства известным с давних пор методом «кнута и пряника». Когда к одному из наших, молодому парню, пришла толпа друзей с девчонками, и в первом часу ночи устроили шум-гам под музыку, и их соседи мне пожаловались, приходится и «кнут» применять. И никаких обид. Через день-два этот парень еще пришел извиниться. Но главное, что он понимает необходимость извиниться и перед потревоженными соседями, такой закон общежития я приветствую. Если люди добровольно выходят на субботник по уборке придомовой территории — обязательно устрою им потом чаепитие. В канун нового года устраиваем конкурс на самый украшенный к празднику этаж. Выходят и взрослые, и дети всех 16-ти этажей. Новогодние плакаты, даже настоящие гирлянды. Призы всем непременно — шампанское и конфеты. Сам закупал и вручал. Настроение людям создал. Это немаловажно в наших отношениях.

- О чем сегодня, накануне хождения во власть, вам мечтается больше всего?

- Дел много еще. В доме надо снова крышу менять... Если я стану депутатом, глобально хотелось бы найти понимание с коллегами, поддержку исполнительной власти. И на деле, а не на словах реформировать российский ЖКХ для народа.

- И в заключение небольшой блиц. Ваше любимое место в городе?

- Набережная на бульваре Венец.

- Самое любимое место в квартире?

- Это мой диван.

- Любимый вид отдыха? На диване?

- Нет. Уединение на даче.

- Есть ли исторический или литературный персонаж, с которого вам хотелось бы делать жизнь?

- Со школьной скамьи и по сей день — Павел Корчагин из «Как закалялась сталь». И дело даже не в идеологии, а в несгибаемой упертости главного героя, несмотря на самые страшные жизненные испытания.

- Ваша настольная книга, к которой вы сегодня обращаетесь чаще всего?

- Вон они на сейфе в кабинете стоят: комментарии к трудовому, налоговому, жилищному и гражданскому кодексам.


Вместо послесловия, Или о пользе Знания основных законов физики

Провожая меня до дверей, Александр Олегович вспомнил поучительную историю о том, как проводил в своем доме антимагнитную акцию. Началось с того, что через месяц после установки счетчиков ГВС приборы начали давать в ряде квартир явно заниженные показания. Потапов привлек к контролю специалистов, и те напомнили ему один из основных законов физики из курса средней школы: после использования магнита намагниченное поле вокруг предмета может сохраняться несколько лет. Проверка показала, что хотя некоторые хитроумные жильцы к приходу комиссии магниты, обеспечивающие занижение показаний счетчиков, успели попрятать с помощью специальных приборов, замеряющих магнитный фон, их удалось вычислить без труда.



Николай Владимиров