В своем твиттере губернатор Ульяновской области выступил с очередной инициативой, поручив региональному министерству энергетики и ЖКК внести предложения по возвращению в сферу жилищно-коммунального хозяйства системы государственного управления. 73online.ru в недоумении. Под своё очередное, в который раз отдающее абсолютным губернаторским самопиаром желание, глава региона собирается свершить революцию в жилижном кодексе? Или это «политкорректная» попытка прибрать к рукам частные управляющие компании после прочтения Сергеем Морозовым «Собачьего сердца» Булгакова, где небезызвестный Шариков рекомендует «отобрать и поделить». Тогда почему бы не замахнуться на более глобальное и не отобрать у Вексельберга вместе с его яйцами все ТЭЦы. Вопросов, как и после всякой инициативы главы региона, пока больше, чем ответов. 73online.ru обратился за комментариями к людям, которые в теме разбираются, пожалуй, лучше главы региона.

«Тот беспорядок, который творится сегодня в ЖКХ, требует принятия кардинальных решений! — негодует в твиттере Сергей Морозов. — Убежден, что основным источником всех проблем отрасли является ее тотальная коммерциализация. Сегодня мы видим, что единственной целью подавляющего числа наших управляющих компаний является извлечение прибыли. Остальные задачи лишь сопутствуют ей». Согласен ли со своим непосредственным начальником министр энергетики и ЖКК нашего региона Сергей Гигирев, которому и предстоит, выполняя очередное скоропалительное решение губернатора, готовить очередной соответствующий объемный пакет документов в Правительство РФ? Слово самому Сергею Владимировичу:

- Мы сейчас будем прорабатывать три основные темы. Первая — госконтроль. Подразумевается главным образом контроль исполнительных органов власти на местах. Это либо муниципатилетет, либо субъект. Что в этом случае происходит? Директор назначается МУПом, все действия которого регламентируются также местным действующим законодательством. Это и размер заработной платы, и уровень расходов. Сегодня мы, по сути, не знаем даже, сколько реально получает руководитель управляющей организации частной формы собственности. Он получает зарплату в конверте, и мы не можем этого проверить, потому что ограничены. Мы можем проверять малый бизнес условно раз в три года и то по графику, согласованному с прокуратурой. И некоторые этим пользуются. Если бы это были муниципальные предприятия, то при комитетах по имуществу, которые и являются учредителями в подобных случаях. Соответственно существует такое понятие, как балансовая комиссия. Она ежегодно или даже два раза в год готовит отчет. Это позволяет спросить с руководителя, почему он довел предприятие до столь плачевного убыточного состояния. С управляющими компаниями частной формы собственности так нельзя. Дальше — мы назначаем в муниципальные предприятия того или иного руководителя исключительно по профессиональным признакам и с базовым образованием, которое отвечает определенным требованиям. Либо это экономист в сфере народного хозяйства, либо прикладной специалист: теплотехник или инженер-строитель. Чтобы человек знал структуру и особенности жилищного комплекса. Пока же получается, что человек, закончивший факультет государственного управления Академии имени Столыпина сколачивает здесь «шайку» единомышлеников, которые приходят на собрание собственников и обещают слелать лучше и за меньшие деньги. А наш народ хлебом не корми, но подавай все самое лучшее при минимуме затрат. Вот и надо взять кадры и финансовый баланс управляющей организации под полный и жесткий контроль. При этом и тарифообразование попадает под контроль специалистов, который препятствует лишним расходам. То есть получается принцип инвестиционных программ: если ты запросил в месяц десять копеек с квадратного метра на проведение замеров сопротивления изоляции, то, будь добр, к концу года отчитайся. Не можешь доказать, что деньги потрачены эффективно, на эту сумму снижаем тарифы на следующий год.

Вторая тема, на мой взгляд, наиболее интересная и адекватная. Это государственное частное партнерство, дающее пути для маневра, чтобы не задушить конкуренцию. Когда есть непосредственно крупный и серьезный инвестор, имеющий оборотный капитал и желающий заниматься управлением эксплуатацией жилищного фонда либо поставками коммунальных ресурсов. Есть государство в лице региональных и муниципальных властей. И вот они включаются в совместное управление жилищным фондом. Тогда мы имеем серьезный пакет акций в этом ОАО, ведем постоянный контроль за работой организации, что позволяет нам влиять на процессы заработной платы, образования тарифов и так далее. При этом учитываются и интересы частника. Ведь, по сути, он инвестирует, значит он и управляет процессом.

Наконец, третий вариант по принципу — чтобы поменьше думать. Административным путем каждой управляющей компании предлагается ввести в учредительный капитал не менее четверти доли муниципалитета. Такой пакет позволит контролировать ситуацию изнутри. Имея такую долю, можно прийти и изучить документацию финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Теперь главный вопрос: а зачем это вообще нужно? Ситуация сегодня следующая: собственник и поставщик услуги либо управляющая организация вступают в хозяйствующие отношения путем заключения договора. А если одна сторона, как правило, это собственник, не удовлетворена другой стороной, то они вместо того, чтобы судиться и по закону решать все свои вопросы, обращаются к власти. И получается перегиб, когда во всех проблемах, связанных с кривыми взаимоотношениями поставщиков и потребителей, виноваты властные структуры. Тогда давайте совсем уж по-честному. Раз мы должны решать все накопившиеся проблемы, отвечать реально за все, дайте нам возможность и управлять этим процессом и предотвращать возможные последствия, плоды которых мы сейчас, к примеру, пожинаем. Отвечать за чужие подчас мошеннические действия, не управляя, достаточно сложно. А если мы в теме, то и вина на нас. Это будет честно. Мы пока в начале пути. И нет у нас задачи завалить и заломать частные управляющие компании...

Вперед в прошлое?

Отношение к новой инициативе Сергея Ивановича узнали у известного ульяновского журналиста, депутата гордумы Геннадия Антонцева, который логично хотел бы сначала выяснить, что конкретно имеет в виду Сергей Иванович:

- Сам по себе принцип не нов. Но что в данном случае подразумевается под государственным регулированием? Назвать так сегодня можно все, что угодно. Когда губернатор пишет о коммерциализации в сфере жилищного управления, у меня возникают вопросы. Ибо избавиться от коммерциализации это, конечно же, хорошо, но не в сфере обслуживания, а в том, что касается жилищно-коммунальных услуг, как-то — электроэнергия, газ, отопление, вода. Эти ресурсы составляют иногда 70-80 процентов стоимости квартплаты. Вот с этим бы порядок нужно наводить в первую голову. Коммерциализация управления жильем — тоже такая палка о двух концах. Не все у нас управляется УК. Кое-что находится в ведении ТСЖ, ЖСК. Есть еще такая форма как непосредственное управление. Поэтому и необходимо понимать, о чем собственно ведет в твиттере речь Сергей Иванович. Может быть, это гениальная идея. Но на первый взгляд возникают те вопросы, которые я обозначил. С другой стороны, я не совсем уверен, что он озвучит свою мысль до конца. Возьмем, например, 354-е постановление. Глава региона требует его отменить как ненавистное народу. Я и понимаю его вроде бы, ведь людей достала неразбериха. С другой стороны, 354-ка имеет и много плюсов, которых не было в предыдущих постановлениях. Просто отменить — красиво сказано, да трудно сделать. Как в том фильме: кто же его посадит, он же памятник? Так и здесь: кто же его отменит, ведь это достаточно серьезный документ? 354-е реально пыталось навести порядок в оплате жилья и коммунальных услуг. Поэтому я уверен, что не будет со стороны Сергея Ивановича концептуальной раскладки его предложения. Чтобы сделать это, одного министерства Сергея Гигирева мало, сотрудников не хватит. Ведь это серьезное предложение по сути возвращает нас не просто к коренным изменениям в жилищном кодексе, но к его полной отмене. И ведет к серьзным реформациям коммуналки. Кстати, не факт, что госуправление — это хорошо. Услышав эту формулировку, народ сегодня может вспомнить историю с Минобороны, министерством образования, министерством здравоохранения. Если говорить о муниципальном управлении, то это в принципе возможно. Но для этого не надо ничего кардинально менять. Достаточно создать муниципальные компании, и пускай они работают наряду с частными, доказывая, кто лучше. Но ведь у нас в Ульяновске муниципальные управляющие компании благополучно обанкротились, и на их месте были созданы те же частные...

Ну и картина была бы неполной без взгляда на губернаторское «ноу-хау» самих управляющих компаний.

Вот какими соображениями поделился с 73online руководитель одной из серьёзных частных управляющих компаний, работающих на рынке ЖКХ не первый год. Не желая попасть в опалу губернатору, он пожелал остаться неизвестным:

- Государство и так контролирует муниципальные управляющие компании. За частными УК контроль осуществляют и административные, и правоохранительные органы. Будет ещё и дополнительный контроль со стороны государства?.. По большому счёту это ни на что не повлияет.

Правильнее было бы вернуть под государственный контроль поставку ресурсов, ту же энергетику, например. Ведь причина повышения тарифов, в конце концов, не в управляющей компании! УК лишь кассир, который не определяет цену товара. Функции управляющей компании - посчитать: взять тариф и норматив…, умножить две цифры, довести до населения полученный результат – т.е. стоимость. И от того, кто будет умножать эти две цифры по заданной формуле, результат не измениться!

Жителям домов, управляемых муниципальными компаниями, контроль государства только на пользу. Что касается частных управляющих компаний, то, когда они входили в рынок ЖКХ, органы власти требовали от них реальных инвестиций. Частные компании разрабатывали инвестиционные программы по улучшению ситуации в переданном в их управление жилом фонде, оснащали дома счётчиками, проводили энергосберегающие мероприятия, заделывали межпанельные швы и т.д. В целом, инвестировали весьма немалые средства в реализацию принятых программ, рассчитанных ни на один год, а на 5-7 лет! И их, естественно, беспокоит судьба этих инвестиций в случае реализации предложений «по возвращению системы государственного управления в сферу жилищно-коммунального хозяйства».

Реформа ЖКХ была вызвана фактически тем, что государственная система жилищно-коммунального комплекса не справилась со своими обязанностями. Поэтому можно критиковать управляющие компании сколько угодно, но наверху в своё время сами решили так: придёт частный бизнес и сам все наладит. Не везде это сработало. Тем не менее, практика показывает эффективность работы частного бизнеса в сфере ЖКХ. Сегодня очевиден тот факт, что ситуация в жилом фонде, управляемом крупными частными компаниями, способными инвестировать средства в него, гораздо лучше, чем там, где управляют ДУКи. Если же сейчас взять и создать некую монополию, то ситуация в жилом фонде, который находится в управлении нормально работающих частных компаний, значительно ухудшится. Прежде всего потому, что деньги с этих домов будут уходить на «латание дыр» в более запущенном, более слабом жилом фонде ДУКов.

Четыре мнения — об одном и том же, но очень разные. А что думают об этом сами собственники? То есть те, кого последствия очередной широкомасштабной пиар-акции главы нашего региона в любом случае коснутся в первую очередь. Это он у нас бегает впереди всех возможных паровозов. А мы с вами, как показывает практика, плетемся всегда в хвосте этого локомотива. Высказывайтесь в комментариях. Если не власти, то нам по-любому интересно ваше мнение, наши читатели...

Николай Владимиров