03, как правило, люди набирают, когда становится совсем плохо им, родственникам, или просто человеку, который внезапно упал на улице. На счету медиков «скорой» десятки тысяч спасенных людей, которые стояли на грани жизни и смерти. Вполне возможно, что любой из нас уже завтра наберет 03 и с надеждой в глазах будет ждать машину с красным крестом. Однако в последнее время ульяновскую «скорую» и саму «лихорадит».

Основные претензии ульяновцев к «скорой» - это долгое ожидание врачей, сокращение количества бригад и переход автопарка в частные руки. Кроме того, есть информация, что с водителей «скорой помощи» сотрудники ГИБДД берут штрафы, даже в том случае, если речь идет об экстренных вызовах. Будет ли «скорая» по-настоящему скорой, разбиралась корреспондент 73online.ru Александра Скворцова.

Начнем с того, что несколько недель назад мне удалось поговорить с Ольгой (по понятным причинам мы не называем ее фамилию). Она работает фельдшером на подстанции «скорой помощи» Железнодорожного района. Ольга рассказала, что в последнее время на работе происходит полный «бардак». «Число бригад на нашей подстанции сильно сократили, сейчас работает всего три. К больным врачи приезжают иногда с задержкой на пять часов. Это ужасно! Недавно умерла сорокалетняя женщина, у которой была бронхиальная астма. Компьютер, через который сейчас проходят все вызовы, посчитал этот вызов не срочным, поскольку заболевание ее было хроническим, и она много раз нас вызывала. Бедняжка задохнулась, так и не дождавшись помощи. Одну нашу бригаду, которая приехала на вызов с большим опозданием, родственники больного просто избили. Но это все не разглашается. Все под строгим секретом», - рассказала Ольга.

Корреспондент 73online.ru встретилась с главным врачом станции «скорой помощи» Айратом Имангуловым и попыталась выяснить, что же на самом деле происходит с ульяновской «скорой помощью».

- Айрат, скажите, это правда, что автопарк «скорой» переходит в частные руки?

- Вы имеете в виду аутсорсинг? Все начитались про Волгоград, где сейчас проблемы. Хочу заметить, что первопроходцами в этой теме были пермяки, и у них там все более-менее удачно складывается. Считаю, что на сегодняшний день сложилась очень удачная модель, позволяющая сотрудничать медикам и профессионалам. Кстати, речь не идет только о частниках. Аутсорсинг - это выставление на торги транспортной услуги. Участвовать в аукционе по оказанию услуг может любое транспортное предприятие.

- Решение передать услугу «скорой помощи» по аутсорсингу уже принято?

- Пока нет. Мы изучаем опыт Волгограда и Перми. Хотя, не скрою, вопрос интересен тем, что чисто экономически минздрав получает много плюсов. Но есть, безусловно, и риски, поскольку это решение затронет более миллиона человек. Мы тщательно взвешиваем все за и против. Детально изучим опыт, потом доложим губернатору, правительству. Хочу заметить, что это будет максимально широкое и открытое обсуждение, с привлечением медицинской палаты, ассоциации медицинских сестер.

- Насколько я поняла, это произойдет еще не скоро?

- Безусловно. Это дело не одного месяца. И все будет максимально открыто.

- Теперь давайте поговорим о количестве бригад скорой помощи. В Железнодорожном районе, насколько я знаю, количество бригад уже сократили…

- Это не правда. Количество бригад на подстанции Железнодорожного района не сокращено.

- Мне известно, что в Железнодорожном районе недавно умерла женщина-астматик, потому что к ней с опозданием приехала бригада скорой помощи. Вы знаете про этот кошмарный случай?

- Это абсолютная фантастика, я о таком случае не слышал. Хочу пояснить принципы работы скорой помощи. Есть закон, в котором четко определены основные категории граждан, которым должна оказываться скорая помощь, а которым - неотложная. Если речь идет о хронических больных, например, с бронхиальной астмой или гипертонической болезнью (такие больные, как правило, стоят на учете у терапевта), то к ним на вызов приезжает «неотложка». Понятно, что в этом случае речь не идет о минутах. Если речь идет о срочных вызовах - авария, остановка сердца, падение - то на вызов выезжает «скорая». Есть временные нормативы приезда «скорой» - это 15 минут. То есть сначала бригады выезжают на срочные вызовы, а потом на оставшиеся по мере освобождения машин. Безусловно, существуют приоритетные вызовы - это дети и беременные женщины.

- Срочность вызова определяет компьютер?

- Да, на всех подстанциях у нас установлена система АДИС (автоматическая диспетчерская информационная система), которая разделяет поводы к вызову. Исходя из этого, к больному выезжают бригада.

- Но можно же легко умереть и от хронического заболевания, если оно внезапно обострилось?

- Все записи у нас фиксируются. Наши диспетчеры, которые целый день принимают вызовы, могут по интонации вызывающего человека понять степень тяжести болезни. Сами понимаете, есть разница, когда по телефону человек кричит, а когда он говорит спокойно.

- Сейчас врачи скорой помощи приезжают и требуют с больных страховые полисы? А если вдруг у человека не окажется при себе страхового полиса?

- С первого января этого года мы перешли на одноканальное финансирование из фонда обязательного медицинского страхования. Это означает, что полис при получении медицинской помощи действительно важен и влияет на зарплату врачей. Но в случае со скорой помощью он не играет никакой роли. Если есть полюс страхования, естественно, он переписывается врачом, если нет, то помощь человеку все равно будет оказана, а вызов бригаде оплачен. «Скорая помощь» финансируется по количеству вызовов.

- Правда ли, что сотрудники ГИБДД штрафуют водителей «скорых» за превышение скорости?

- Я сам был искренне удивлен, когда прочитал в газете эту информацию. К нам никто не звонил и не задавал этот вопрос. У нас полное взаимопонимание с сотрудниками ГИБДД. Если они кого-то из наших водителей оштрафовали за превышение скорости, когда он ехал на вызов, мы пишем в ГИБДД служебную записку и штраф возвращается. Если же он ехал по своим делам и его оштрафовали, то я только это приветствую. Мы все хотим, чтобы на дорогах города был порядок.

- Часто бывают ложные вызовы?

- Хороший вопрос. К сожалению, ложные вызовы бывают достаточно часто. Зачастую бригада приезжает, а больного по этому адресу нет. Хочу обратиться к жителям города: прежде чем без причины набрать номер 03, подумайте о том, что потраченное на вас драгоценное время может кому-то стоить жизни.

Вот такой получился разговор с главным врачом Айратом Имангуловым. По его словам, волноваться ульяновцам не стоит. Компьютер правильно определит степень тяжести заболевшего, диспетчер услышит интонацию, добрые сотрудники ГИБДД зря не возьмут штраф, врачи приедут вовремя, помощь будет квалифицированной. Корреспондент 73online.ru воспользовалась случаем и напросилась подежурить с одной из городских бригад «скорой помощи».


Александра Скворцова

фото: ssmp-73.narod.ru